Россия и Америка в XXI веке
Россия и Америка в XXI веке На главную Написать письмо О журнале Свежий выпуск Архив Контакты Поиск
Подписаться на рассылку наших анонсов

E-mail:
№3, 2017

ТЕНДЕНЦИИ ПРЯМЫХ ИНВЕСТИЦИЙ МЕЖДУ США И ЯПОНИЕЙ

Е.В. Емельянов,
Кандидат экономических наук,
старший научный сотрудник
Института США и Канады РАН
e-mail:

Чудинова К.О.,
младший научный сотрудник
Института США и Канады РАН
e-mail:

Аннотация. На протяжении последних десятилетий Япония является значимым инвестором для американской экономики, и, кроме того, важнейшим источником финансирования американского национального долга. Японские компании являются быстро развивающейся частью экономики США, причем степень их интеграции с американским рынком продолжает возрастать. В то же время на долю американских компаний приходится наибольшая доля прямых иностранных инвестиций в Японии, и есть основания полагать, что объем американских вложений увеличится.

Ключевые слова: прямые иностранные инвестиции, США, Япония

DIRECT INVESTMENT BETWEEN US AND JAPAN

Emelianov Evgeny,
PhD, senior researcher,
the Institute of USA and Canada Studies
Russian Academy of Sciences
e-mail:

Chudinova X.O.,
junior researcher,
the Institute of USA and Canada Studies
Russian Academy of Sciences
e-mail:

Annotation. Over the past decades Japan has been a major investing country for the US and one of the US biggest overseas creditor. Japanese companies have been a rapidly growing part of the US economy and their integration with the US market increases. US companies are the largest source of FDI in Japan and their investment tends to grow.

Keywords: foreign direct investment, USA, Japan

Международный инвестиционный обмен является одним из ключевых направлений взаимодействия между странами. США лидируют среди стран мира как по вывозу, так и по привлечению прямых инвестиций. В меняющихся экономических и геополитических условиях «возрастает внимание к оценке влияния все более широкого спектра факторов, в том числе финансовых, экономических, научно-технологических, социально-демографических, экологических, а также их взаимодействия, на позиции стран в мире, на трансформацию национальных и международных стратегий»1. В этой связи все более важное значение приобретает оценка инвестиционного обмена между странами, в том числе его роли в развитии промышленности, сферы науки и технологий2. США являются ведущим центром приложения прямых иностранных инвестиций. Проблемы прямых иностранных инвестиций широко освещались во многих трудах зарубежных и отечественных исследователей, в том числе, Аджубея Ю.3. Лебедевой Л.Ф.4, Субботиной А.А.5, Юнусова Л.А.6. Инвестиционный обмен США и Японии имеет давнюю историю7, а сегодня приобретает новые черты. Стоит выделить изучение инвестиционного климата Японии; механизмов привлечения прямых иностранных инвестиций в США, рассмотрение которых актуально как для российской экономики8, так и в плане развития сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза9. Особую важность рассматриваемые в статье вопросы приобретают в условиях активных интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе10. Привлечение инвестиций в США – одно из приоритетных направлений политики во внешнеэкономической сфере. Меры содействия иностранным инвесторам активно осуществляются на уровне штатов и местных властей11. Многие штаты сформировали эффективные системы поддержки развития экономики и привлечения иностранных инвесторов.

Тенденции инвестиционного обмена

После роста прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в 2015 г., в 2016 г. на фоне слабого экономического роста глобальные потоки ПИИ упали до 1,75 трлн долларов. Снижение притока в развивающиеся страны было частично компенсировано умеренным ростом ПИИ в развитых странах и значительным увеличением инвестиций в страны с переходной экономикой. В результате в 2016 г. приток ПИИ в развитые экономики увеличился, даже после значительного роста в предыдущем году, на 5% и достиг 1 трлн долларов. Умеренный рост ПИИ в Северной Америке и значительный рост в других развитых странах более чем компенсировал падение ПИИ в страны Европы.

По данным UNCTAD, Соединенные Штаты по-прежнему являются крупнейшим получателем прямых иностранных инвестиций, их поток составил 391 млрд долл., за ними следует Великобритания с 254 млрд долл., которая поднялась с 14-й позиции в 2015 г. за счет крупных трансграничных сделок по слиянию и поглощению. Китай занимает третье место с притоком в 134 млрд долл., что на 1% меньше по сравнению с предыдущим годом12. Поток исходящих ПИИ из развитых стран снизился в 2016 г., но их доля в глобальных потоках прямых иностранных инвестиций осталась примерно на том же уровне − она снизилась до 72% с 74% в 2015 г., при этом поток исходящих инвестиций из развивающихся стран упал на 1% и составил 383 млрд долларов, а из стран с переходной экономикой – на 22%, до 25 млрд долларов. Данные тенденции отражают значительные изменения потоков исходящих ПИИ в регионах и между ними, в то время как глобальный экономический климат характеризуется замедленным ростом мировой экономики, слабой динамикой торговли и низкими ценами на сырьевые товары.

Соединенные Штаты по-прежнему остаются крупнейшей в мире страной по объему исходящих инвестиций, который составил 299 млрд долл. Объем входящих инвестиций в экономику США достиг рекордных 391 млрд долл., составляя четверть от объема всех входящих ПИИ в мире. При этом в Соединенных Штатах более половины входящих ПИИ приходились на сферу производства и около одной пятой − на финансы и страхование. Источником 67% входящих инвестиций для США были страны Европы, 14% − Канада, на долю Японии пришлось 9%.

Как уже было отмечено, исходящие ПИИ из Соединенных Штатов составили 299 млрд долл., из них 280 млрд приходилось на реинвестированные прибыли. Объем исходящих японских ПИИ увеличился в 2016 г. на 13%, достигая 145 млрд долл. Три четверти инвестиций были вложены в экономику развитых стран, причем наибольшая доля приходилась на европейские страны (37%), затем на страны Северной Америки (35%)13.

Как видно из приведенных данных, США остаются крупнейшим инвестором и крупнейшим реципиентом иностранных инвестиций в мире. Инвестированию в экономику США способствуют различные причины, в том числе благоприятная деловая среда, большой внутренний рынок, быстро развивающаяся инновационная экономика, защита прав на интеллектуальную собственность, а также хорошо подготовленная и высококвалифицированная рабочая сила. В результате зарубежные предприятия вкладывают свои средства в экономику Соединенных Штатов, создавая новые предприятия, приобретая компании в собственность или реинвестируя в свои дочерние фирмы. По предварительным данным Бюро экономического анализа США, накопленный объем прямых иностранных инвестиций в Соединенных Штатах составил 3725,4 млрд долл. на конец 2016 года14. Накопленный же объем американских прямых инвестиций за рубежом в 2016 г. составил 5332,2 млрд долларов15.

На первую пятерку стран-инвесторов приходилось более половины общего объема ПИИ в Соединенных Штатах. Великобритания была самым крупным инвестором − 555,7 млрд долл., или 14,9% от общего объема ПИИ. Япония заняла второе место, ее прямые инвестиции в американскую экономику достигли 421,1 млрд долл., что составило 11,3% от общего объема. Люксембург был третьим с 417,4 млрд долл., Канада – четвертой (371,5 млрд долл.), а Нидерланды заняли пятое место (355,2 млрд долл.).

Накопленный объем прямых иностранных инвестиций в Соединенных Штатах в 2016 г. увеличился на 34,4 млрд долл., причем большую часть этой суммы составили капиталовложения японских и китайских инвесторов. Что касается японских ПИИ, данная цифра отражает приток вложений в приобретение или создание новых филиалов компаний и реинвестирование прибыли в существующие филиалы, а также потери капитала16.

Японские компании были одним из крупнейших источников ПИИ в экономику Соединенных Штатов с 1980-х до середины 1990-х годов, но в течение последних двух десятилетий их превосходили компании из Великобритании, Германии, Франции, Канады, Швейцарии и Нидерландов. Однако последние данные свидетельствуют о том, что прямые инвестиции японских фирм в США вновь растут как в абсолютном выражении, так и в сравнении с инвестициями из других стран.

Японские прямые инвестиции в США

Инвестиции японских предприятий играют в экономике США значительную роль уже в течение многих десятилетий. К числу факторов роста японских зарубежных инвестиций относились: рост курса иены к доллару, необходимость преодоления американских протекционистских мер, направленных на сдерживание японского импорта, а также необходимость увеличения производства товаров для местных рынков. Объектом японских инвестиций в США был целый ряд производств и отраслей, однако наиболее показательными являются инвестиции в автомобильную и в электронную промышленности, целью которых было обойти добровольные ограничения экспорта, наложенные на японские товары под давлением американских политиков, а также сохранить конкурентоспособность японской продукции на американском рынке.

Прочные позиции, которые Япония постепенно заняла к концу ХХ века в секторах экономики, производящих высокотехнологичную продукцию и продукцию с высокой долей добавленной стоимости, привела к появлению устойчивого положительного сальдо торгового баланса в торговле страны с США. Это, а также высокая доля внутренних сбережений, сделали Японию крупным источником финансирования американского национального долга, а также одним из крупнейших инвесторов для американской экономики. Вероятно, одной из причин, побуждающих японских инвесторов искать возможности для вложений своих капиталов за рубежом, является насыщение отечественного рынка. По данным ВТО отток японских ПИИ составил соответственно 114 млрд и 129 млрд долл. в 2014 и 2015 годах17.

Как уже было отмечено, Япония была вторым по величине инвестором в мире в 2015 г. после Соединенных Штатов, затем шел Китай.

С течением времени США стали основным направлением для японских прямых иностранных инвестиций. В американскую экономику были направлены 24% всех японских глобальных инвестиций за период 1951−1964 гг., 32% к 1980 г., а с 1985 г. – примерно 40%, и до 1996 г. показатель не опускался ниже этого уровня. Доля японских инвестиций в американскую экономику достигла своего максимума в 1989 г., когда она составила 48% от всех прямых зарубежных инвестиций18.

По мере того как из-за роста курса иены инвестирование в экономику США становилось дешевле по сравнению с внутренним инвестированием, производители электроники и других товаров построили в Америке целый ряд заводов с целью производства продукции для американского рынка на территории самих США.

Этот перенос производства мощностей за рубеж хорошо виден на примере инвестиций компании Sony в калифорнийский завод в 1972 г., позднее за Sony последовали другие крупные производители, такие как Matsushita, Mitsubishi, Toshiba, Sharp. Организация производства в Америке этими гигантами электронной промышленности была прямо связана с протекционистские мерами, такими как соглашение 1977 г., направленное на ограничение импорта японских цветных телевизоров на американский рынок19.

На практике формирование связей японских транснациональных корпораций с американскими компаниями происходило двумя путями. Один из путей заключался в том, чтобы побудить японских субподрядчиков следовать за головными отделениями корпораций в Соединенные Штаты, вкладывая средства в развитие производства в Америке. Второй путь состоял в том, чтобы найти американских поставщиков и взаимодействовать с ними, зачастую помогая им при этом привести продукцию в соответствие с высокими японскими стандартами качества20. Оба пути продолжают оставаться актуальными и сегодня.

Японские инвесторы в Соединенных Штатах, впрочем, как и другие, создают значительные побочные эффекты для американской экономики, отражающиеся на производительности предприятий и работников. ПИИ имеют значительно более широкие экономические последствия, помимо непосредственного создания рабочих мест и расходов на НИОКР. Присутствие иностранных фирм может также косвенно повлиять на отечественные фирмы.

Когда иностранные фирмы выходят на рынок страны, они приносят с собой новые технологии производства, методы управления и процедуры контроля качества, которые могут распространиться на местных рынках. Эти побочные эффекты от ПИИ могут принимать форму горизонтальной передачи технологий от иностранных компаний к отечественным предприятиям в той же отрасли. Работники могут покинуть иностранную фирму и использовать методы, которые они узнали, на своей следующей работе в отечественной фирме. Побочные эффекты также могут быть «вертикальными». Если иностранные компании хотят работать с местными фирмами, они могут требовать более высокого качества или даже передавать технологии производства своим поставщикам, что приводит к большей производительности местных фирм в первичных отраслях (upstream industries)21.

Ряд исследований, в том числе экспертов Института Петерсона, относительно эффективности деятельности японских инвесторов в Соединенных Штатах показывает, что японские транснациональные корпорации вносят значительный вклад в экономику США, включая заработную плату работников, продажи, добавленную стоимость, НИОКР, экспорт и импорт. Как уже было отмечено, в 2013 г. впервые с 1992 г. поток японских инвестиций в экономику США превзошел инвестиции из любой другой страны мира. После некоторого спада во время глобального экономического кризиса добавленная стоимость, создаваемая японскими предприятиями, продолжает расти. В 2014 г. филиалы японских фирм в США создали добавленной стоимости на 120392 млрд. долларов. Как и в более ранние периоды интенсивного инвестирования японских фирм в экономику США, эти вложения включали в том числе расходы на НИОКР, которые росли даже в период кризиса и в 2014 г. составили 7,865 млрд долларов22.

Сумма добавленной стоимости, созданной в 2015 г. филиалами иностранных компаний в Америке, выраженная в текущих ценах, составила 894,5 млрд. долл., что показывает весомый вклад этих компаний в ВВП США. Это на 1,2% больше, чем в 2014 г. В 2015 г. на долю филиалов иностранных фирм приходилось 6,4% от общего объема добавленной стоимости, созданной частным сектором США (в 2013 и в 2014 гг. – 6,5%).

Если брать показатели по отраслям, то в 2015 г. 57,2% от общего объема экспорта товаров филиалами иностранных компаний в США приходилось на производство, затем шла оптовая торговля − 38,9% от всего экспорта. При общем снижении экспорта на 70,3 млрд долларов на 39,5 млрд сократилась оптовая торговля, в особенности нефтью и нефтепродуктами, а также на 28,1 млрд сократилось производство, преимущественно нефтяная и угольная промышленность.

Филиалы зарубежных компаний в США в 2015 г. импортировали товаров на 664,9 млрд долларов, что на 51,2 млрд долл., или 7,2%, меньше, чем в 2014 г. Примерно четыре пятых от сокращения импорта может быть обусловлено сокращением оптовой торговли нефтью и нефтепродуктами, а также нефтяной и угольной промышленности.

Наибольшая доля от общего объема импорта товаров пришлась также на дочерние компании японских корпораций (28,6%), за ними следовали филиалы немецких и южнокорейских фирм. Более трех четвертей импорта дочерних компаний японских корпораций пришлось на оптовую торговлю, преимущественно автомобилями и запчастями23.

Одним из важнейших этапов при осуществлении иностранной компанией инвестиций в США и выбора региона для размещения бизнеса является оценка предлагаемых штатами экономических стимулов. Вместе с тем инвестору также важно оценить и объем обязательств, которые он принимает на себя, во избежание ситуации, когда эти обязательства могут перекрыть выгоду от предоставленных льгот. Программа штата Оклахома, например, предоставляет налоговый кредит до 10% после создания 10 рабочих мест. Для участия в программе допускаются компании, создавшие менее 10 рабочих мест, если их заработная плата будет не менее 300% средней по штату. Правительства штатов создают также информационные сервисы для иностранных инвесторов, обеспечивают индивидуальный подход к ним24.

Инвестиции США в Японии

Япония является третьей экономикой мира, четвертым торговым партнером Соединенных Штатов и важным направлением для американских зарубежных инвестиций. Однако для японской экономики входящие ПИИ остаются на существенно более низком уровне, чем исходящие, причем этот уровень значительно ниже, чем у других развитых экономик. Американские политики уже многие десятилетия требуют от японских властей обеспечить более легкий доступ к своему внутреннему рынку для американских инвесторов. Япония принимает постоянные меры с целью повысить привлекательность страны для зарубежных инвесторов. С приходом к власти администрации Синдзо Абэ в Японии проводится целый ряд реформ, направленных на оживление экономики Японии, в том числе с помощью ПИИ, и постепенно эти действия приводят к улучшению условий для иностранных инвесторов. В 2016 г. 58 экономик приняли новые законы и ввели новые правила с целью поддержки, упрощения и либерализации процесса привлечения инвестиций, и Япония не стала исключением25.

В 2015 г. накопленный объем входящих прямых иностранных инвестиций в Японии оставался на уровне 4,1% от ВВП, что по-прежнему значительно меньше, чем в других крупных развитых экономиках. На инвестиции европейских компаний в Японии приходилось 43,9% от всех иностранных инвестиций в 2015 г., на инвестиции американских компаний − 25,9% (это было на 0,9 процентных пункта меньше, чем в 2014 г.), а на азиатские − 23,8%. Крупнейшим инвестором в Японии являются Соединенные Штаты (6,7 трлн иен), за ними следуют Нидерланды (3,1 трлн иен), Франция (2,8 трлн иен) и Великобритания (1,8 трлн иен). ПИИ из Азии в Японию в основном поступают из Сингапура и Гонконга, из Китая26.

Как видно, первое место среди инвесторов в экономику Японии занимают американские компании. Но если говорить о месте Японии в ряду экономик, являющихся привлекательным направлением для американских инвесторов, то доля Японии остается пока сравнительно небольшой. По предварительным данным, накопленный объем американских прямых инвестиций за рубежом, оцененных по первоначальной стоимости, после роста на 2,8% в 2015 г. вырос на 283,5 млрд долл., или на 5,6%, в 2016 г., в основном за счет реинвестирования прибыли в акционерный капитал, до 5332,2 млрд долл. При этом в 2006−2015 гг. средние ежегодные темпы роста составляли 8,2%. Американские ПИИ в экономику Нидерландов (847,4 млрд долл.), Великобритании (682,4 млрд долл.), Люксембурга (607,8 млрд долл.), Ирландии (387,1 млрд долл.) и Канады (363,9 млрд долл.) составили более половины от общей позиции США по иностранным инвестициям в конце 2016 г. Накопленный объем американских прямых инвестиций за рубежом в Азиатско-Тихоокеанском регионе в 2016 г. вырос на 43,4 млрд долл. Наибольший рост ПИИ произошел в Японии (общий объем американских ПИИ − 114,6 млрд долл.). За Японией следовали Сингапур и Китай (общий объем американских ПИИ 258,9 и 92,5 млрд долл. соответственно), где рост ПИИ был обусловлен реинвестициями доходов.

Зафиксированный рост американских ПИИ в Японии был обусловлен доходами от прироста капитала, реинвестированием прибыли и трансляционными корректировками. Доходы от прироста капитала были результатом продаж финансовых активов, а реинвестирование прибыли было сосредоточено в таких отраслях, как финансы, страхование и производство27.

Рост американских инвестиций в Японии за последние годы во многом является результатом деятельности японского правительства, которое старается поддержать и увеличить поток входящих инвестиций. Для этого разработан ряд специальных программ. Вскоре после вступления в должность премьер-министра Синдзо Абэ его администрация объявила о своем намерении удвоить объем входящих инвестиций до 35 трлн иен к 2020 г., что было еще раз подтверждено в пересмотренной стратегии экономического роста в июне 2015 г., путем реализации ряда инициатив, в том числе: реформа дерегулирования с целью улучшения делового климата; поддержка инвестиций; укрепление национальных стратегических особых зон; а также совершенствование системы разрешения трудовых конфликтов.

Япония в значительной степени оправилась от экономических потрясений, вызванных землетрясением и цунами в Восточной Японии в марте 2011 г., но по-прежнему сталкивается с долгосрочными проблемами низких темпов роста, старения населения и сокращения рабочей силы. Правительство Абэ стремится восстановить устойчивый рост экономики с помощью своей программы, быстро получившей у экономистов название «Абэномики», сочетающей агрессивное смягчение денежно-кредитной политики, гибкую фискальную политику и дерегуляционные структурные реформы. Однако пока трудно сказать, дадут ли реформы администрации долгосрочный положительный эффект.

К тому же, несмотря на усилия правительства облегчить доступ к японскому рынку для иностранных инвесторов, те из них, кто хочет войти на рынок или осуществить сделку с поглощением японского предприятия, могут столкнуться с дополнительными проблемами, многие из которых связаны, скорее, с преобладающей деловой практикой, а не с государственным регулированием инвестиций. К этим трудностям относятся: специфическая японская деловая культура, в рамках которой, как правило, не приветствуются нежелательные слияния и поглощения, особенно если они инициируются зарубежными организациями; традиционное отсутствие независимых директоров во многих компаниях (хотя это постепенно меняется); устоявшиеся сети эксклюзивных поставщиков и союзы между бизнес-группами, которые могут ограничивать конкуренцию со стороны иностранных фирм и даже со стороны японских новых игроков; культурные и языковые проблемы; а также трудовые практики, которые зачастую препятствуют мобильности рабочей силы.

Соединенные Штаты стараются решить эти и подобные вопросы, касающиеся инвестиционной среды в Японии, используя для диалога различные площадки и форумы, включая «Инициативу по экономической гармонизации отношений США и Японии», «Диалог США и Японии в целях содействия инновациям, предпринимательству и созданию рабочих мест» и «Диалог США и Японии по сотрудничеству в области интернет-экономики».

Ряд поправок к правовому кодексу Японии за последнее десятилетие способствовал привлечению прямых иностранных инвестиций в виде слияний и поглощений, хотя их общий уровень по-прежнему остается низким по стандартам ОЭСР. Важной мерой был пересмотр в 2005 г. Закона о компаниях, в котором была значительно расширена типология корпораций, разрешенных в Японии, а также расширен список транзакций по слиянию и поглощению, разрешенных для консолидации и реструктуризации компаний. Также в 2007 г. был принят Закон о финансовых инструментах и валюте (последний раз он был изменен в 2008 г.), в котором была утверждена гибкая система регулирования финансовых рынков и был введен единый свод правил для финансовых инструментов28.

Закон 2013 г. «О национальных стратегических особых зонах» предусматривает выделение особых зон, основанное на ожидании того, что реформы правительства по дерегулированию приведут к росту инвестиций. По мнению властей, конкретные планы по каждой зоне должны определяться на основе консенсуса между национальным правительством, местными органами власти и частным сектором29.

В марте 2015 г. было объявлено о пяти шагах по привлечению иностранного бизнеса: преодоление языковых барьеров, улучшение доступа к Интернету, размещение бизнес-самолетов в местных аэропортах, улучшение образовательной среды для иностранных детей и укрепление служб поддержки иностранных предприятий. Кроме того, правительство Японии заявило о своем намерении превратить страну в глобальный центр торговли и инвестиций путем поддержки инноваций и альянсов между отечественными и зарубежными предприятиями. Было заявлено о намерении привлечь в Японию более 470 иностранных фирм к 2018 фин. году.

На заседании в мае 2016 г. Совет по поддержке ПИИ принял новый пакет различных практических мер по привлечению инвестиций для «упрощения административных процедур» и «привлечения глобальных конкурентоспособных человеческих ресурсов». Также была создана Рабочая группа по пересмотру нормативов и административных процедур, задачей которой является упрощение правил и инструкций, представляющих препятствие для иностранных инвесторов30.


Список литературы

[1] Лебедева Л.Ф. Позиции России и США в полицентричном мире: социально-экономический аспект// США - Канада: ЭПК. 2012. N 11 (515). С.003-013.

[2] Приоритеты научно-технологической политики США в начале XXI в. М. ИСКРАН, 2009. 83 с.

[3] Аджубей Ю.В. Иностранный капитал в экономике капиталистических государств. - М. Наука, 1984.

[4] Лебедева Л.Ф. Иностранный капитал в экономике США. – М., Наука, 1982.

[5] Субботина А.А. Прямые иностранные инвестиции в экономику США. М., 2009.

[6] Юнусов, Л.А. Международное движение капитала в глобальной экономике // Аудит и финансовый учет. 2008. №2.

[7] Чудинова К.О. Значение торгово -экономических отношений США и Японии для развития экономической интеграции в АТР в начале XXI века. Россия и Америка в XXI веке. 2014. N 3. C. 8..

[8] Лебедева Л.Ф. Россия в мировом хозяйстве: в поисках ответов на новые вызовы. Россия и Америка XXI веке. 2014. N3. C.6.

[9] Лебедева Л.Ф., Мигалева Т.Е., Подбиралина Г.В. Евразийский экономический союз: новый этап экономического взаимодействия. Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова. 2015. N3(81). C.117-127.

[10] Позиции России на новом этапе международной интеграции. Москва, Издательство Ваш формат, 2015. 209 с. ISBN: 978-5-9907339-1-6

[11] Антипин С.А., Лебедева Л.Ф., Чжан Д. Юн. Статья в соавт. «Прямые иностранные инвестиции в обрабатывающей промышленности США//Международная торговля и торговая политика». 2015 - N 3. С.52-65.

[12] World Investment Report 2017 [Electronic resource] // United Nations Conference on Trade and Development [Official website] http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/wir2017_en.pdf (accessed: 20.08.2017).

[13] World Investment Report 2017 [Electronic resource] // United Nations Conference on Trade and Development [Official website] http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/wir2017_en.pdf (accessed: 20.08.2017).

[14]Jenniges D., Stutzman S. Direct Investment Positions for 2016 Country and Industry Detail [Electronic resource] // U.S. Bureau of Economic Analysis [Official website] URL: https://www.bea.gov/scb/pdf/2017/07%20July/0717_direct_investment_positions.pdf (accessed: 03.08.2017).

[15] Ibid.

[16] Ibid.

[17] WTO Trade Policy Review. Japan [Electronic resource] // World Trade Organization [Official website] URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/tpr_e/s351_e.pdf (accessed: 15.03.2017).

[18] Japan-United States economic relations // Japan’s International Relations. - Routlege, 2012. – С. 104-125.

[19] Лебедева Л.Ф. Иностранный капитал в экономике США. – М., Наука, 1982.

[20] Moran T., Oldenski L. Japanese Investment in the United States: Superior Performance, Increasing Integration [Electronic resource] // Peterson Institute for International Econimics [Official website] URL: https://piie.com/publications/policy-briefs/japanese-investment-united-states-superior-performance-increasing (accessed: 20.11.2015).

[21] Ibid.

[22] Japan - International Trade and Investment Country Facts [Electronic resource] // U.S. Bureau of Economic Analysis [Official website] URL: https://www.bea.gov/international/factsheet/factsheet.cfm?Area=614# (accessed: 20.08.2017)

[23] Stutzman S. Survey of Current Business. Activities of U.S. Affiliates of Foreign Multinational Enterprises in 2015 [Electronic resource] // U.S. Bureau of Economic Analysis [Official website] URL: https://www.bea.gov/scb/pdf/2017/08-August/0817-activities-of-us-affiliates-of-foreign-multinational-enterprises.pdf (accessed: 25.08.2017)

[24] Государство и бизнес: стратегия взаимодействия в экономике XXI в.Отв. ред. лебедева Л.Ф. М., 2012.

[25] World Investment Report 2017 [Electronic resource] // United Nations Conference on Trade and Development [Official website] http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/wir2017_en.pdf (accessed: 20.08.2017).

[26] WTO Trade Policy Review. Japan [Electronic resource] // World Trade Organization [Official website] URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/tpr_e/s351_e.pdf (accessed: 15.03.2017).

[27] Jenniges D., Stutzman S. Direct Investment Positions for 2016 Country and Industry Detail [Electronic resource] // U.S. Bureau of Economic Analysis [Official website] URL: https://www.bea.gov/scb/pdf/2017/07%20July/0717_direct_investment_positions.pdf (accessed: 03.08.2017).

[28] Japan Country Commercial Guide. Japan - Openness to and Restriction on Foreign Investment [Electronic resource] // The U.S. Department of Commerce’s International Trade Administration website Export.gov [Official website] URL: https://www.export.gov/article?id=Japan-openness-to-foreign-investment (accessed: 15.03.2017).

[29] WTO Trade Policy Review. Japan [Electronic resource] // World Trade Organization [Official website] URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/tpr_e/s351_e.pdf (accessed: 15.03.2017).

[30] JETRO Invest Japan Report 2016 [Electronic resource] // Japan External Trade Organization (JETRO) [Official website] URL: https://www.jetro.go.jp/ext_images/_Invest/pdf/refe/jetro_invest_japan_report_201701en.pdf (accessed: 15.08.2017).



Назад
Наш партнёр:
Copyright © 2006-2016 интернет-издание 'Россия-Америка в XXI веке'. Все права защищены.