Россия и Америка в XXI веке
Россия и Америка в XXI веке На главную Написать письмо О журнале Свежий выпуск Архив Контакты Поиск
Подписаться на рассылку наших анонсов

E-mail:
№2, 2017

НАУЧНО –ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА США ВО ВТОРОМ ДЕСЯТИЛЕТИИ XXI ВЕКА: БЮДЖЕТНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

С.В. Емельянов,,
доктор экономических наук,
ведущий научный сотрудник
Института США и Канады РАН
e-mail:

Аннотация. В статье проанализированы ключевые особенности государственной политики научно-технологического развития во втором десятилетии, ее роль в обеспечении национальной конкурентоспособности. В фокусе внимания структурные особенности государственного финансирования науки, содействия коммерциализации полученных результатов.

Ключевые слова: политика в сфере НИОКР, правительство, коммерциализация.

US SCIENCE –TECHNOLOGY POLICY AT THE SECOND DECADE OF THE XXI CENTURY

Emelianov Sergei,
Leading researcher, Dr. Sc.
the Institute of USA and Canada Studies
Russian Academy of Sciences
e-mail:

Annotation. The article examines government policy supporting R&D in US, pointing that implementing effective national policies in science and technology is critically important for national competitiveness. The significance of developing of innovative products and services and bringing innovative technology products and services to market are in focus along with the government role in developing research projects and commercialization their results.

Keywords: R&D policy, government, commercialization

В глобальной экономике XXI столетия эффективная научно-технологическая политика, как никогда, имеет критически важное значение для повышения национальной конкурентоспособности. Сегодня «мировое и научно-технологическое и экспертное сообщество постоянно обсуждает … новые «революционные» инновации, корпоративные игроки и венчурные предприниматели интенсивно ищут новые перспективные технологии, в развитых и развивающихся странах идут форсайты и иные мероприятия по определению долгосрочных трендов»1. Перед новыми глобальными вызовами усиливается значение государственного участия в создании благоприятного климата для проведения в стране исследований и разработок, коммерческого использования их результатов; укрепления позиций национальных экономик в мире2.

Государственная поддержка развития науки в США является одним из ключевых приоритетов государственной политики, в реализации которого центральное место занимает бюджетный механизм. Наряду с ростом прямого бюджетного финансирования научных исследований и разработок, созданием условий для их реализации, в Соединенных Штатах активно используется механизм управления доходами федерального бюджета, в том числе налоговый потенциал стимулирования инновационной активности частных компаний, научно-исследовательских центров, образовательных учреждений, что прослеживается в течение десятилетий3.

По абсолютным масштабам финансового обеспечения научных исследований и разработок США устойчиво опережают все страны (457 млрд.долл. в 2015 г4. При этом в условиях ужесточения глобальной конкуренции XXI века все большее внимание уделяется взаимодействию государства, бизнеса, некоммерческих структур на всех стадиях подготовки, проведения, внедрения, распространения инноваций5.

Американский опыт показывает важную роль государства в обеспечении доступа бизнеса, некоммерческих структур к результатам фундаментальных исследований, в улучшении качества научной инфраструктуры, финансировании приоритетных исследований6. При этом особое место в государственной поддержке научных исследований и коммерциализации их результатов занимают инициативы, направленные на повышение инновационной активности малого бизнеса в разработке и внедрении технологических, организационных нововведений, в создании новых продуктов7.

В условиях глобального кризиса и преодоления его последствий США, как и многие другие страны, активизировали использование стимулирующей функции налогов с целью содействия инвестициям, в том числе в научно-образовательную сферу. В период президентства Б. Обамы особое внимание было уделено налоговым льготам, направленным на развитие возобновляемых источников энергии, разработку «зелёных» технологий». Срок действия многих из этих льгот был продлен, некоторых из них – до 2019 ф.г.8 Особое внимание было уделено подготовке кадрового потенциала для общества знаний и, в частности, для проведения исследовательских работ в передовых областях науки9.

Из основных направлений исследовательской деятельности в первой половине второго десятилетия были выделены научные исследования в энергетике, здравоохранении, промышленности; в сфере информационных, образовательных технологий; разработки в области нано технологий, сетевых информационных технологий, исследования глобальных изменений, Арктические исследования.

Доля федеральных расходов в финансировании НИОКР в США составляла в первой половине второго десятилетия около 27%.

Государственные расходы на НИОКР стали важной частью антикризисных мер в 2009 – 2010 гг. Увеличение бюджетного финансирования было особенно заметно по линии Министерства энергетики, Министерства здравоохранения и социальных служб, Национального научного фонда. Выделение дополнительных средств на научные исследования и разработки в этот период предназначалось непосредственно для их проведения, а также на закупки нового оборудования, его обслуживание и на другие текущие потребности.

Дополнительные ассигнования на научные исследования и разработки были выделены прежде всего Национальному научному фонду, осуществляющему финансирование гражданских проектов в сфере фундаментальных научных и научно-технических исследований, Национальным институтам здравоохранения, научным центрам, которые проводят исследования в области атомной и ядерной физики, термоядерного синтеза и физики высоких энергий, альтернативных источников энергии.

Увеличение государственных расходов на НИОКР связано в том числе с усложнением задач, стоящих перед руководящими органами стран по обеспечению национальной безопасности, повышению конкурентоспособности, благосостояния населения. Растущее значение приобретает государственная политика поддержки кластеров, сетей, использование различных инструментов, способствующих сотрудничеству между промышленностью и исследовательскими центрами, лабораториями.

В пост кризисные годы было отмечено некоторое снижение расходов из федерального бюджета на НИОКР по линии Министерства обороны в абсолютном и относительном выражении, при одновременном увеличении их финансирования через Министерство здравоохранения и социальных служб, Министерство энергетики, Национальный научный фонд, др. (Таблица 1)

Наряду с государственными инициативами, направленными на инновации в высокотехнологичных отраслях, разработка и осуществление мер по поддержке инноваций активизируются также в отраслях с низким уровнем интенсивности НИОКР. Возрастает акцент на политические меры, стимулирующие спрос на инновации, например, такие как развитие лидирующих рынков, расширение системы государственных закупок, совершенствование стандартов, благоприятных для инноваций. Активизация этих мер вызвана тем, что низкие инновационные показатели могут быть связаны с недостатком рынков для инновационных продуктов и услуг10.

В повестке дня и первого, и второго президентских сроков Б. Обамы в фокусе внимания были «зелёные технологии», предназначение которых, прежде всего, состоит в уменьшении зависимости США от импорта углеводородов; развитие альтернативных источников энергии, в частности, биотоплива, солнечной энергии, ветряной энергии, геотермальной энергии, других видов. Задача достижения 80% производства электроэнергии за счёт чистых источников подкреплена соответствующими ассигнованиями на научные исследования и разработки в данной области.

В период второго срока президентства Б. Обамы приоритетное внимание уделялось инновациям в обрабатывающей промышленности США, а также развитию современной инфраструктуры, в том числе широкополосного Интернет, охват которым должен достичь 98% территории страны.

По сумме бюджетных ассигнований к основным ведомствам, осуществляющим деятельность в сфере НИОКР относятся: Министерство обороны, Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство энергетики, на которые приходится 82% финансирования из федерального бюджета, а также НАСА, Национальный научный фонд,

Динамика государственных расходов на НИОКР в начале XXI века по основным направлениям была крайне неравномерна. Прежде всего это относится к соотношению гражданских и оборонных исследований. Если в 2001 - 2008 ф.гг. финансирование оборонных исследований и разработок увеличивалось опережающими по отношению к совокупным затратам на НИОКР темпами, то в период 2009 – 2015ф.гг. доля министерства обороны в общем объеме финансирования из федерального бюджета снизилась с 55,5% до 47% В абсолютном выражении на проведение оборонных исследований и разработок министерству обороны было предусмотрено 63,9 млрд.долл. в 2014 ф.г. ; 65,5 млрд.долл.. в 2015 ф.г.; 70,9 млрд.долл.. в 2016 ф.г. (Таблица 1)

К основным ведомствам, осуществляющим деятельность в сфере НИОКР относятся: Министерство обороны, Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство энергетики, на которые приходится 82,5% финансирования из федерального бюджета, а также НАСА, Национальный научный фонд, Министерство образования, Министерство транспорта, Министерство сельского хозяйства, Министерство торговли, Министерство внутренних дел. Из отдельных ведомств наибольший прирост финансирования с конца первого десятилетия наблюдался по линии Министерства энергетики.

В качестве ключевых ведомств, получающих финансирование на НИОКР в целях поддержания инновационного лидерства и национального благосостояния страны, выступают Министерство здравоохранения и социальных служб, Национальное агентство по аэронавтике и исследованию космического пространства, Министерство энергетики, на которые приходится 51%, а в отдельные годы и больше, объема финансирования НИОКР из федерального бюджета.

Таблица 1.
Расходы на НИОКР из федерального бюджета по министерствам и ведомствам, млн. долл.

Министерства и ведомства

2013 ф.г.

2014 ф.г.

2015 ф.г.

2016 ф.г.

2017 ф.г.*

Министерство обороны

63 838

63 856

65 547

70 872

72 825

Министерство здравоохранения и социальных служб

29 969

30 912

30 453

31 942

32 714

Национальное агентство по аэронавтике и исследованию космического пространства

11 282

11 667

12 145

12 410

12 043

Министерство энергетики

10 740

11 359

14 354

14 405

17 160

Национальный научный фонд

5 319

5 729

5 944

6 117

6 529

Министерство сельского хозяйства

2 116

2 418

2 452

2 674

2 923

Министерство торговли

1 360

1 632

1 524

1 913

1 888

Министерство по делам ветеранов

1 164

1 174

1 178

1 220

1 252

Министерство транспорта

829

853

885

924

1065

Министерство национальной безопасности

684

1032

919

579

585

Агентство по охране окружающей среды

532

560

523

516

530

Министерство образования

319

323

279

242

248

Другие

2 180

2 167

2 075

2 324

2 571

Всего расходы на НИОКР

130 332

133 682

138 278

146 138

152 333

Источник : US Federal Budget. FY 2015 ; US Federal Budget. FY 2017

Министерство обороны остается главным получателем средств из федерального бюджета, предназначенных на проведение НИОКР. Федеральный бюджет на 2017 ф.г. предусматривает выделение на НИОКР по линии Министерства обороны 72,8 млрд.долл. Одним из ведущих институтов в системе Министерства обороны США, отвечающим за осуществление финансирования научно-исследовательских опытно-конструкторских работ является Агентство передовых оборонных исследовательских проектов. К числу ключевых направлений деятельности Агентства по финансированию исследовательских и инженерно-конструкторских проектов в первом десятилетии XXI века были отнесены: информационные системы, средства защиты от терроризма, сетевые системы, предотвращение угроз воздушных и биологических нападений, космические системы, интеллектуальные компьютеры, др.

НИОКР в здравоохранении занимают второе место (после оборонных НИОКР) по объему федерального финансирования из федерального бюджета США. По линии Министерства здравоохранения и социальных служб на 2017 ф.г. их финансирование предусмотрено в объеме 32,7 млрд.долл. (в 2013 ф.г. они составляли 29, 9 млрд.долл.).

Основной объем бюджетных ассигнований по линии министерства здравоохранения и социальных служб приходится на Национальные Институты Здравоохранения, ежегодный бюджет которых в период 1982 -2015 ф. гг. увеличился в 10 раз11.

По объему финансового обеспечения гражданских НИОКР второе место после Министерства здравоохранения и социальных служб с 2015 ф.г. занимает Министерство энергетики, потеснив на третье место Национальное агентство по аэронавтике и исследованию космического пространства. (таблица 1)

В конце первого – во втором десятилетии фундаментальным научным исследованиям по линии министерства энергетики США уделялось особое внимание, прежде всего исследованиям по возобновляемым источникам, проекта чистой энергетики, разработке автомобильных аккумуляторов с более высокой электроемкостью и более длительным сроком службы, солнечных батарей, и т.п.12

К числу приоритетных исследовательских проектов в сфере энергетики относятся исследования, нацеленные на преодоление последствий глобальных климатических изменений, использование энергосберегающих и экологически чистых технологий, альтернативных источников энергии, водородного топлива, био - топлива, на разработку и внедрение "чистых" технологий использования угля. Одним из направлений финансового обеспечения исследовательских проектов, в том числе в сфере энергетики, является совместное финансирование из федерального бюджета, бюджетов штатов, с привлечением частных источников.

Особое место в государственной политике НИОКР в сфере энергетики занимает поддержка исследовательской активности малого бизнеса. Из других сфер среди приоритетных областей исследований следует отметить разработки в области нано технологий, сетевых информационных технологий, исследований глобальных изменений.

Ряд министерств и ведомств принимают участие в Программе «Инновационные исследования малого бизнеса», цель которой содействие коммерциализации результатов исследований и разработок, осуществляемых малым бизнесом. Эта Программа охватывает инновационные исследования, проводимые малыми предприятиями в сферах компьютерных, информационных технологий, энергетики, электроники, материаловедения, контроля и охраны окружающей среды, производства, распределения и рационального использования энергии.

На Министерство обороны, Министерство здравоохранения и социальных служб, Министерство энергетики; Национальное аэрокосмическое агентство; Национальный научный фонд приходится около 95% финансирования в рамках Программы «Инновационные исследования малого бизнеса». К числу других ведомств, участвующих в программе, относятся: Министерство образования; Министерство транспорта; Администрация малого бизнеса; Министерство США по сельскому хозяйству. Распределение финансирования по Межведомственной инновационной исследовательской программе малого бизнеса говорит о том, что почти половина финансирования приходится на исследования по линии Министерства обороны.

В США исключительно важное значение сегодня имеют программы поддержки исследований малого бизнеса в сферах энергетики, компьютерных, информационных технологий, электроники, материаловедения, и др.13

Все они финансируются на конкурсной основе, при тщательном отборе и имеют целью доведение результатов работы до стадии практического применения. Администрация предоставляет малому бизнесу широкий спектр услуг, способствующих получению и выполнению правительственных контрактов и субконтрактов. За малым бизнесом резервируется установленная законом доля в федеральных контрактах на поставку товаров и услуг и проведение НИОКР - в целях расширения возможностей получения малыми предприятиями субконтрактов.

Администрация по делам малого бизнеса наделена правом организации и осуществления финансирования специальных проектов, в которых малые фирмы занимались бы разработкой новых видов энергосберегающего оборудования, участвовали в освоении альтернативных источников энергии.

В центре внимания - исследования по возобновляемым источникам, проекты чистой энергетики, разработка автомобильных аккумуляторов с более высокой электроемкостью и более длительным сроком службы, солнечные батареи, и т.п. К числу приоритетных исследовательских проектов в сфере энергетики относятся исследования, нацеленные на преодоление последствий глобальных климатических изменений, использование энергосберегающих и экологически чистых технологий, альтернативных источников энергии, водородного топлива, био - топлива, на разработку и внедрение "чистых" технологий использования угля.

Кооперация в сфере НИОКР позволяет крупным компаниям значительно сократить период разработки принципиально новых видов продукции (нередко с 10-15 до 4-5 лет) и увеличить долю новых товаров в общем объеме продаж. Малыми фирмами в США производится в четыре раза больше новинок в расчете на одного занятого, чем на крупных предприятиях14.

К числу наиболее эффективных программ по поддержке исследований и разработок малого бизнеса можно отнести Программу Инновационных исследований в малом бизнесе и Программу Трансферта технологий малого бизнеса.

Программа Инновационных исследований в малом бизнесе нацелена на только на стимулирование исследований и разработок, но также на коммерциализацию их результатов. Это одна из ключевых программ стимулирования инноваций. В 2016 ф.г. было предусмотрено увеличение финансирования до 15 млрд.долл. На Министерство обороны приходится около 50% расходов по этой программе, еще 45% финансируются такими федеральными министерствами и национальными агентствами, как Министерство энергетики; Министерство здравоохранения и обслуживания населения; Министерство транспорта; Министерство сельского хозяйства; Министерство торговли; Министерство образования; Агентство защиты окружающей среды; Национальное управление по аэронавтике и космонавтике; Национальный научный фонд, Департамент внутренней безопасности.

Содействие развитию инновационного потенциала предприятий малого бизнеса, специализирующихся в области исследований и разработок, имеющих высокое техническое и технологическое значение; реализующих исследовательские программы как для правительства по контракту, так и в собственных интересах, осуществляется также в льготном кредитовании наукоемкого производства на предприятиях малого бизнеса. Администрация по делам малого бизнеса, например, наделена правом организовывать и осуществлять дополнительное финансирование специальных проектов, при которых малые фирмы занимались бы разработкой, производством, продажей и обслуживанием нового энергосберегающего оборудования, а также участвовали в освоении альтернативных источников энергии. Средства, поступающие от Администрации, предназначены для финансирования строительства малыми фирмами новых предприятий, реконструкции действующих, приобретения оборудования, проведения НИОКР.

В рамках кредитной программы отраслевого характера, охватывающей проведение малым бизнесом исследований и разработок, производство энергетического оборудования, предоставляются целевые кредиты для проектов, связанных с проведением исследований. Предприятиям малого бизнеса предоставляются займы в целях промышленного строительства, технического перевооружения и реконструкции, приобретения оборудования, сырья и материалов, проведения исследований и разработок для повышения энергоэффективности на предприятиях малого бизнеса и на предприятиях всех других отраслей экономики, выступающих покупателями энергосберегающего оборудования и технологий, разработанных и произведенных малыми предприятиями.

Американский опыт начала XXI века свидетельствует о продолжении усилий по поддержанию высокого уровня доступности результатов фундаментальной науки, которая, как правило, финансируется преимущественно из государственного бюджета, повышению качества научной инфраструктуры, осуществлению масштабных инвестиций по ключевым направлениям НИОКР.


Список литературы

1 Инновационные контуры: 2035. Отв. Ред. А.А. Дынкин, Н.И. Иванова. Москва, ИМЭМО РАН. 2015.

2 Лебедева Л.Ф. Позиции России и США в полицентричном мире.: социально-экономический аспект. США и Канада: экономика, политика, культура. 2012. N 11(515). C. 003-013.

3 Приоритеты научно-технологической политики США в начале XXI века: взаимодействие государства и бизнеса. Институт Соединенных Штатов Америки и Канады РАН. Москва, 2009. 83 с.

4 OECD science and Technology key figures. http://www.keepeek.com/Digital-Asset-Management/oecd/science-and-technology/key-figures/ дата обращения 23.12.2016.

5 Лебедева Л.Ф. Государственная политика в сфере НИОКР в начале XXI в.: мировые тенденции и национальные особенности. Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2013. N 4 (58). C.95-106.

6 Емельянов С.В. инновационный вектор национальной конкурентоспособности США. США - Канада: ЭПК. 2002. – N 1. C. 78-87.

7 Государство и бизнес: стратегия взаимодействия в экономике XXI в. /М. : ИСКРАН, 2012. 239 с.

8 Федеральный бюджет в период президентства Барака Обамы. Москва, Весь мир. 2016. 88с.

9 Емельянов Е.В., Чудинова К.О. Государственные программы в сфере образования в период президентства Б. Обамы. Россия и Америка в XXI веке. 2015. N 1. C. 6.

10 Государственные финансы и бюджетные приоритеты США в начале XXI века. Москва, ИСКРАН, 2014. 267 с.

11 подробнее: Лебедева Л.Ф. Социальные новации администрации Обамы. США и Канада: ЭПК. 2011. N6/ C.35-48.

12 US Federal Budget. FY 2017.

13 Small Innovative Company Growth: Barriers, Best Practices and Big Ideas. - U.S. Small Business Administration. - W., 2015.

14 http://www.invur.ru/; http://www.nisse.ru/.



Назад
Наш партнёр:
Copyright © 2006-2016 интернет-издание 'Россия-Америка в XXI веке'. Все права защищены.