Россия и Америка в XXI веке
Россия и Америка в XXI веке На главную О журнале Свежий выпуск Архив Контакты Поиск
Подписаться на рассылку наших анонсов

E-mail:
№2, 2017

ФАКТОР ТРАМПА И РОССИЙСКО-КАНАДСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Е.В. Исраелян,
кандидат исторических наук,
ведущий научный сотрудник
Института США и Канады РАН
e-mail:

Аннотация. Статья посвящена современному этапу развития российско-канадских отношений. Почему Дж.Трюдо, не отягощенному агрессивной риторикой своего предшественника, консерватора С.Харпера, не удалось построить отношения «с чистого листа»? В чем причины столь быстрого завершения наметившегося в первый год потепления? Какую роль сыграл в этом приход к власти в США Д.Трампа? Предложены некоторые сферы дальнейшего российско-канадского взаимодействия.

Ключевые слова: Канада, внешняя политика Канады, российско-канадские отношения, канадо-американские отношения, Канада и Акт Магнитского.

PRESIDENCY OF DONALD TRUMP AND RUSSIA-CANADA RELATIONS

Issraelyan Evgenia,
Ph.d. in History,
Leading Researcher,
the Institute of USA and Canada Studies
Russian Academy of Sciences
e-mail:

Annotation. The article is devoted to the Russia-Canada relations at the current stage. It analyses the reasons of rapid completion of the slight warming in bilateral relations, pays attention to the influence of D. Trump’s victory on the dialogue between Russia and Canada and suggests some recommendations regarding future cooperation.

Keywords: Canada, Canadian foreign policy, Russia-Canada relations, Canadian-American relations, Canada and Magnitsky Act

Белая книга по обороне -2017

7 июня с.г. министр обороны Канады Харджит Саджан представил давно ожидаемую концепцию оборонной политики Канады. Она носит амбициозное название «Сильная, защищенная и вовлеченная в мировые процессы Канада» («Strong, Secure and Engaged»). Программные документы по военной политике, которые традиционно издаются в Канаде в виде Белых книг, содержат, как правило, военную доктрину страны и конкретные меры по модернизации вооруженных сил. Эти Белые книги дают союзникам, политикам и общественности стратегические ориентиры прогнозируемой военно-политической деятельности Канады.

Предыдущая Белая книга, озаглавленная «Сначала Канада» (Canada First Defence Strategy) была принята девять лет назад правительством консерваторов во главе с С.Харпером. В ней предусматривались существенные закупки вооружений, большая часть которых не состоялась из-за недостатка финансовых средств. Придя к власти в 2015 г., либеральное правительство Дж.Трюдо стало выполнять свое предвыборное обещание о выработке реалистичного плана укрепления вооруженных сил Канады. Результаты этой деятельности отразила Белая книга-2017, обозначившая контуры военной политики Канады на ближайшие 20 лет.

Автор данной статьи не ставила перед собой задачу всесторонне проанализировать представленный Х.Саджаном документ. Он, несомненно, заслуживает отдельного научного исследования. Ограничимся некоторыми общими замечаниями, имеющими, на наш взгляд, отношение к заявленной теме статьи.

По сравнению с Белыми книгами предыдущих лет, в том числе с документами по военной политике, принятыми либералами в 1994 г. и в 2005 г. (при правительствах Ж.Кретьена и П.Мартина), элементы военной стратегии Канады в 2017г. остались неизменными. Это – «три кита» военной политики»: охрана территории Канады, защита, совместно с США, Североамериканского континента и участие в международных миссиях по обеспечению безопасности в мире.

Новым было запланированное беспрецедентное наращивание расходов на военные нужды – с 18,9 млрд.кан.долл. до 32,7 млрд. кан. долл. в течение 10 лет, т.е. на 70%1. Средства предполагается израсходовать на закупки нового оборудования и увеличение численности вооруженных сил. Речь идет о приобретении 88 истребителей-перехватчиков, 15 новых боевых судов, новых беспилотников и оснащения для ведения кибервойн. Предусматривается также расширить состав вооруженных сил на 5 тыс.чел.: довести регулярный состав до 71500 чел., резерв –до 30 тыс. чел.2.

Эта модернизация безнадежно устаревшего военного оборудования давно назрела. Например, канадские истребители Си-эф-18 находятся на вооружении с 1980-х годов; не соответствуют современным мировым стандартам другая боевая авиация и ВМФ. Стоит отметить, что по доле военных расходов к ВВП Канада, Венгрия и Румыния находятся на 20-м месте среди членов НАТО: показатель составляет для них 1,02% ВВП (по статистике НАТО). И, хотя канадская сторона эти цифры оспаривает, собственные данные – 1,2% ВВП - все равно мизерны и вызывают непрекращающуюся критику руководства США и НАТО3.

При формировании новой военной политики Канады учитывались и другие соображения. Одним из них была озабоченность Оттавы расширением присутствия России в Арктике. Как следует из правительственных документов РФ, заявлений официальных лиц, президента В.В.Путина, «с точки зрения обеспечения обороноспособности РФ Арктика является чрезвычайно важным регионом»4. Усиление военного потенциалаРоссии в Арктике требует, по мнению канадского руководства, ответных военно-политических шагов.

Несмотря на важность перечисленных выше обстоятельств, основным фактором, повлиявшим на решение Оттавы о масштабном укреплении военных возможностей Канады, является позиция администрации Д.Трампа. Судя по бюджету, принятому в марте 2017 г., Дж.Трюдо не собирался безотлагательно повышать военные расходы: использование ранее запланированных 933 млн.кан.долл. на закупки новых вооружений было отложено на 6 лет5. СМИ сообщали, что Дж.Трюдо перенес срок принятия новой Белой книги до завершения майского саммита НАТО. Во время встречи Трюдо рассчитывал убедить президента США в том, что на Канаду не должно распространяться требование об увеличении оборонных расходов членов НАТО до 2% ВВП. Аргументы Дж.Трюдо сводились к тому, что вклад Канады не следует измерять обычными количественными показателями: канадские военные принимали участие практически во всех военных операциях союзников последнего десятилетия и нередко выполняли там наиболее сложные задачи (в частности, функции командования). Однако, Д.Трамп остался непреклонным. Дж.Трюдо пришлось пойти на уступки, чтобы лишний раз не раздражать Трампа в условиях накопившихся противоречий по таким жизненно важным для Канады вопросам двусторонних отношений, как судьба НАФТА, строительство нефтепровода Кистоун ХL, торговля хвойными пиломатериалами. Подытоживая сказанное, сошлемся на заголовок редакционной статьи известной канадской газеты «Глоб энд мейл»: «Почему увеличены военные расходы Канады? Ответ один - Трамп»6.

Переходя к рассмотрению вопроса о российско-канадских отношениях, отметим, что Россия упоминается в Белой книге пять раз. Во-первых, как угроза международной безопасности. Во-вторых, как угроза морским коммуникациям и границам НАТО в Северной Атлантике, которую представляет активизация военной деятельности России в Арктике. В-третьих, в контексте ритуальных обвинений России в нарушении международного права из-за присоединения Крыма. В-четвертых, и, в-пятых, в связи с готовностью сотрудничать по проблемам Арктики со всеми членами Арктического Совета, в числе которых была названа и Россия7.

Тон и содержание Белой книги по обороне убеждают нас в том, что российско-канадские отношения находятся в низкой точке развития, а ожидания, связанные с победой Дж.Трюдо на выборах 2015 г., не оправдались. Почему Дж.Трюдо, не отягощенному агрессивной риторикой своего предшественника, консерватора С.Харпера, не удалось построить отношения «с чистого листа»? В чем причины столь быстрого завершения наметившегося в первый год потепления? Какую роль сыграл в этом приход к власти в США Д.Трампа?

Первый год Дж.Трюдо у власти: отношения на перепутье

Джастин Трюдо возглавил правительство Канады в разгар самого серьезного после окончания «холодной войны» кризиса в российско-канадских отношениях. (Он был связан с событиями на Украине). Известно, что Канада при консервативном правительстве С.Харпера (2006 – 2015 гг.) была одной из первых стран, которые ввели антироссийские санкции. В целом по масштабам, содержанию и срокам применения ограничения Канады оказались более умеренными, чем меры, которые использовались другими странами. Зато по агрессивности риторики тогдашний премьер-министр явно выделялся среди других западных лидеров, позволяя себе неоправданно резкие, порой оскорбительные высказывания в адрес РФ и ее руководства. Политики и эксперты в обеих странах полагали, что новое правительство снизит градус напряженности и рассчитывали на совместный поиск путей выхода из тупика.

Потепление наметилось в январе 2016г., после заявлений глав внешнеполитических ведомств РФ С.В. Лаврова и Канады С.Диона о готовности возобновить прерванный диалог. В том же ключе высказались и руководители обеих стран. На июньской встрече 2016 г. с представителями международных информационных агентств В.В.Путин отметил, что «отношения Канады и России после прихода нового премьер-министра имеют шансы на восстановление", уточнив, что «для этого еще нужны ответные шаги с обеих сторон»8. Дж.Трюдо тоже употребил термин «восстановление» отношений и пояснил, что он будет занимать по этому вопросу, как всегда, твердую и продуманную позицию».

Заявления высших должностных лиц отразили позитивный настрой обеих сторон и создали благоприятную атмосферу для налаживания прерванных контактов. После такого обмена мнениями канадские СМИ заговорили о «перезагрузке» отношений, сенсационном прорыве, возможной отмене введенных ранее санкций.

Этот оптимизм оказался, однако, преждевременным, а ожидания – завышенными. Быстрой реанимации отношений не произошло, а продекларированные намерения остались не подкрепленными конкретными действиями. Вместе с тем следует признать, что некоторые, не слишком заметные извне подвижки происходили и, в случае успешного развития, могли бы привести к качественным изменениям на российско-канадском векторе. Речь идет об активизации двусторонних консультаций на уровне директоров департаментов и заместителей министров различных канадских и российских ведомств. А в июле 2016 г. «на полях» регионального форума АСЕАН по безопасности в Лаосе С.В.Лавров и С.Дион определили общие подходы к развитию международной торговли, борьбе с терроризмом, освоению космического пространства, суверенитету Арктики, обмену технологиями.

Частичное возобновление контактов было немалым достижением политиков и дипломатов обеих стран. Следует признать, что правительство С.Харпера нанесло большой ущерб российско-канадским отношениям, отрезав практически все официальные каналы двустороннего взаимодействия. С. Харпер не нанес ни одного визита В.В.Путину, их встречи проходили лишь в рамках многосторонних форумов. Профессор Карлтонского университета (Оттава) П.Дуткевич отмечал, что в конце 2014 г. ситуация стала почти абсурдной. Посол Канады в Москве не мог общаться со своими коллегами из МИД РФ9.

Важным шагом на пути разблокирования двусторонних контактов стало проведение конференции "Российско-канадский диалог и сотрудничество в Арктике", организованной Посольством России в Канаде и канадским МИД, которая прошла 24 ноября 2016 г. Выбор арктической проблематики не был случайностью - она представляет особый интерес для обеих стран, которым принадлежит 75% северных территорий. При всех существующих разногласиях между Россией и Канадой по поводу раздела арктического континентального шельфа и статуса хребтов Менделеева и Ломоносова, позиции Оттавы и Москвы по арктическим вопросам нередко совпадают. В отличие от США, относящих Северный морской путь и Северо-Западный проход к субъектам международного права, Россия и Канада считают их территориальными водами прибрежных государств. Обе страны подписали и ратифицировали Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г., чего до сих пор не сделали Соединённые Штаты. Совместная деятельность охватывала следующие сферы: телекоммуникации, строительство, сельское хозяйство, сохранение культуры и традиций коренных народов Севера, охрана окружающей среды и туризм. Кроме того, Россия и Канада – активные члены Арктического совета, контактируют в рамках «полярной пятерки» (Дания, Канада, Норвегия Россия и США). Хорошую основу для взаимодействия России, Канады и других северных стран заложило Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике 2011 года.

Следует отметить, что после введения антироссийских санкций в марте 2014г. Канада, которая председательствовала в Арктическом Совете (АС) с 2013 г. по май 2015 г., поначалу вела себя достаточно сдержанно, стараясь не допускать чрезмерного влияния украинской тематики на проходившие обсуждения. Однако в дальнейшем нараставшие российско-канадские разногласия по ситуации на Украине стали влиять на арктическую повестку. Особенно это проявилось в ходе подготовки и проведения сессии министров иностранных дел АС в Икалуите (столице канадской территории Нунавут) в апреле 2015г. Тем не менее, участникам встречи удалось принять ряд рамочных документов и обсудить будущее сотрудничество.

Дискуссии, развернувшиеся на российско-канадской конференции в Оттаве, отразили широкий спектр мнений по предложенной тематике и относительно перспектив развития двусторонних связей в целом. Подводя итоги обсуждений, член Совета Федерации РФ И.К. Чернышенко выразил надежду на то, что оживление арктического диалога послужит стимулом к нормализации отношений по широкому кругу вопросов, включая борьбу с терроризмом и развитие деловых связей10. Конференция показала, что арктические сюжеты могут стать отправной точкой на пути выхода из кризиса на российско-канадском векторе.

Стремясь избежать нагнетания конфронтации в двусторонних отношениях, канадское руководство препятствовало весной-летом 2016г. принятию канадского варианта Акта Магнитского. Эту позицию выразил С. Дион, заявивший, что в законодательстве Канады и так достаточно оснований для противодействия нарушениям прав человека. Кроме того, легализация акта, по его мнению, могла ухудшить отношения с Кремлем11. Такое отношение к акту Магнитского вызвало критику как внутри страны, так и в Соединенных Штатах12. (В США Акт действует с 2012 г). Столкновение подходов в парламенте и внутри правящей партии относительно акта Магнитского привело к передаче вопроса в комитеты по иностранным делам сената и палаты общин. Важно обозначить конструктивную позицию части канадского истеблишмента, выраженную тогдашним министром иностранных дел Канады С. Дионом. Очевидно, что она была нацелена на сохранение наметившихся позитивных сдвигов в российско-канадских отношениях.

Несмотря на изменившуюся тональность российско-канадского диалога, участившиеся дипломатические контакты и наметившееся сближение на арктическом направлении, отношения между странами оставались напряженными. Об этом свидетельствовали следующие шаги правительства Дж.Трюдо. Во-первых, расширение в марте 2016 г. антироссийских санкций еще на 10 юридических и 2 физических лиц. В конце ноября 2016г. Канада ввела ограничения еще для 15 граждан России, среди которых 6 человек являются депутатами Госдумы от Крыма. При этом Оттава призывала все страны, участвовавшие в антироссийских санкциях, применять их жестко, последовательно и непреклонно. Во-вторых, под нажимом союзников власти Канады согласились предоставить канадский контингент для развертывания дополнительных сил НАТО в Восточной Европе. В-третьих, Канадский центр по вопросам этики в спорте (антидопинговое агентство) выступило за отстранение российских спортсменов от летних Олимпийских игр 2016 г.

«Потепление» завершилось

Проведенный анализ позволил выявить две тенденции в политике Канады в отношении России: к смягчению напряженности и к сохранению конфронтации. Эти тенденции отражают идеологические установки противостоящих друг другу группировок правящей элиты Канады. Одна из них требует конкретных действий по оживлению российско-канадского диалога, другая выступает против реставрации сотрудничества. Взгляды первой фракции выражал прежний министр иностранных дел С.Дион и его окружение. Во главе второй группировки – тогдашний министр международной торговли, ныне –министр иностранных дел Х.Фриланд. В пользу размораживания контактов высказывались авторитетные политические деятели и эксперты – Ж. Кретьен, бывшие послы Канады в России Дж. Кинзман и К.Уэстдал. Этот подход энергично поддерживала часть представителей бизнес-сообщества Канады, заинтересованного в продолжении сотрудничества с Россией. Противниками «оттепели» является сильное антироссийское, прежде всего, украинское лобби*, большинство оппозиционных партий, а также часть представителей верхнего эшелона Либеральной партии (бывший премьер провинции Онтарио Б. Рае, бывший министр юстиции И. Котлер, упомянутая К. Фриленд). Размежевание внутри правящего класса по проблеме российско-канадских отношений будет и в дальнейшем оказывать воздействие на формирование политики Оттавы.

Кульминационным моментом борьбы между сторонниками и противниками нормализации стало обсуждение вопроса о принятии канадского варианта акта Магнитского летом 2016 г. Передача этого законопроекта на рассмотрение парламентских комитетов и резкая критика в адрес С. Диона, в целом доброжелательно относившегося к России, были «сигналами предупреждения» о неустойчивости, уязвимости его позиций.

Другим событием, предопределившим завершение потепления в российско-канадских отношениях, стала победа Д.Трампа на президентских выборах в США. Она оказалась для Канады, как и для многих других участников мировой политики, неожиданностью. Было очевидно, что Д.Трамп и Дж.Трюдо - политики, не только отличающиеся по возрасту, стилю и манере поведения, но и имеющие противоположные взгляды на основные международные проблемы. Такие, как: участие в важнейших торгово-экономических соглашениях (НАФТА и Транстихоокеанское партнерство), ужесточение протекционизма, ограничение иммиграции, борьба с глобальным потеплением климата, отношения с союзниками по военно-политическим блокам. В Оттаве понимали, что Трюдо придется строить отношения с эксцентричным и непредсказуемым партнёром, многие из подходов которого радикальны, противоречивы или не определены. Эта задача казалась особенно трудной на фоне взаимопонимания и достаточно «теплых» отношений, сложившихся между Б. Обамой и Дж.Трюдо – в канадской прессе для их характеристики иногда применялось английское слово «bromance» - «братская любовь».

Дж.Трюдо нужно было подготовиться к будущим перипетиям. Для подстраховки он решил провести перестановки кабинета13 и убить сразу «двух зайцев»: во-первых, собрать команду, способную наладить трудный диалог с США; во-вторых, охладить накал борьбы по вопросам внешней политики, в том числе и на российско-канадском направлении.

Самой резонансной рокировкой 10 января 2017г. стала замена С.Диона на Х.Фриланд, которая получила портфель министра иностранных дел. А С.Дион был назначен послом в Германии и ЕС. Эти подвижки означали, что победу в идеологической борьбе одержала группировка Х.Фриланд. Было ясно и другое: наметившееся в 2016г. потепление в российско –канадских отношениях на данном отрезке времени завершилось.

Фигура Х.Фриланд отлично подходила для достижения целей, поставленных правительством при проведении перестановок. Она– профессиональная журналистка, работавшая в газетах «Файнэншл Таймс», «Вашингтон Пост», «Глоб энд мейл», агентстве «Томсон Рейтер» в России, Украине, США и Великобритании. В Оттаве рассчитывали на опыт и связи Фриланд с представителями политического истеблишмента США, приобретённые в годы журналистской деятельности. Помимо новых обязанностей главы внешнеполитического ведомства, ей было поручено вести торгово-экономические переговоры между Канадой и США.

Фриланд наполовину украинка, владеет русским языком и хорошо знает русскую культуру. Имеет степень бакалавра по русской истории и литературе Гарвардского университета и магистра исследований славистики Оксфордского университета. Автор книг, в том числе о России. Одна из публикаций «Плутократы: расцвет глобальных сверхбогачей и упадок всех остальных», попала в список бестселлеров газеты «Нью Йорк Таймс» и награждена несколькими престижными наградами.

Фриланд имеет репутацию сильного, жесткого и антироссийски настроенного политика. Её назначение, которое было призвано успокоить противников размораживания российско-канадского диалога, создаёт дополнительные, очень существенные препятствия на пути нормализации отношений. Достаточно сказать, что еще в 2014 году Фриланд была включена в российский санкционный список за резкую критику действий России во время украинского кризиса и осуждение присоединения Крыма. По словам П.Грода, президента Конгресса украинцев Канады, активным членом которого Фриланд является, «никто не сможет сдерживать Россию лучше, чем Христя»14. И, действительно, после вступления в должность главы МИД Фриланд нередко обращалась к теме российской военной угрозы. В том числе и в основополагающем заявлении по внешней политике, сделанном 6 июня, за день до выхода Белой книги по обороне. К «стратегическим опасностям либеральной демократии, частью которой является Канада», Фриланд отнесла, «российский военный авантюризм и экспансионизм»15. Комментируя выступление, СМИ отмечали, что Фриланд была основным разработчиком документа, её перу принадлежит и большая часть текста.

Х. Фриланд - одна из самых влиятельных членов канадского кабинета. Для ее заявления по внешней политике был выбран необычный формат – выступление в палате общин федерального парламента. Напомним, что для прошлогоднего заявления С.Диона о внешнеполитических приоритетах Канады была предоставлена аудитория Оттавского университета, престижная, но предназначенная в первую очередь для научных, а не политических дискуссий. Еще один неординарный факт: помимо традиционного послания министра обороны, упомянутая выше Белая книга по военной политике содержала также послание от министра иностранных дел. Обсуждая новые возможные перестановки кабинета Дж.Трюдо, эксперты единодушны в том, что в число отставников Фриланд ни при каких условиях не попадет. А некоторые СМИ даже прочат ей в будущем должность премьер-министра.

Представляется, что победа Трампа сыграла важную, но не решающую роль в завершении потепления в российско-канадских отношениях. Судьба слегка наметившейся оттепели была, по-видимому, предрешена: она на данном этапе все равно закончилась бы победой группировки противников налаживания диалога. Выборы в США, проходившие во время обострения внутриполитической борьбы в Канаде, послужили стимулом для проведения перестановок канадского кабинета и во многом предопределили его новый состав. Так случилось, что он оказался весьма неблагоприятным для российско-канадских отношений.

Учитывая взгляды и убеждения Х.Фриланд, а также факт её включения в российский санкционный список, вряд ли можно ожидать возобновления продуктивного российско-канадского диалога. Некоторые шаги, предпринятые правительством Дж.Трюдо при администрации Д.Трампа, к сожалению, подтверждают это предположение.

«Откат» в российско-канадских отношениях.

17 мая 2017 г. Х.Фриланд заявила о поддержке правительством канадской версии Акта Магнитского16. Как указывалось выше, вопрос о канадском Акте Магнитского летом 2016г. был передан в парламент. В ходе заседаний сенатор Р.Андрейчук внесла законопроект S-226 (Justice for Victims of Corrupt Foreign Officials Act) – канадскую версию Акта Магнитского - на рассмотрение верхней палаты парламента Он вводит санкции против официальных лиц из России и других стран, которые причастны к нарушению прав человека и коррупционным действиям. В числе принудительных мер – запрет на въезд в Канаду, блокировка активов, другие финансовые и имущественные ограничения. Предусматривается принятие отдельного законодательного акта против правонарушителей, а также внесение поправок в уже существующие законы, регулирующие санкционную политику Канады. Во-первых, в Акт об особых экономических мерах (Special Economic Measures Act – SEMA); во-вторых, в Акт о защите иммигрантов и беженцев (Immigration and Refugee Protection Act); в-третьих, в Акт о замораживании активов коррумпированных иностранных должностных лиц (Freezing Assets of Corrupt Foreign Officials Act). Подобные законы уже действуют в США, Великобритании и Эстонии.

Законопроект прошел два чтения в сенате и передан в палату общин. Название итогового доклада комитета - «Взвешенный и всесторонний подход к санкционным режимам Канады: Сергей Магнитский и после него», а также помещенная на титульный лист фотография С.Магнитского - не оставляют сомнений в антироссийском характере документа. После «технических доработок» в палате общин (выражение Х.Фриланд) – законопроект будет официально одобрен.

Любопытно отметить, что в продвижении Акта Магнитского Канада в настоящий момент идет «в ногу с США». В апреле, президент Д. Трамп направил письмо главам некоторых комитетов конгресса с подтверждением того, что американская администрация по-прежнему привержена выполнению акта Магнитского. Не исключено, что эта сфера будет одной из областей канадо-американского взаимодействия.

Россия немедленно отреагировала на предстоящую легализацию Акта Магнитского. МИД назвал принятие Оттавой канадского закона Магнитского очередным откровенно недружественным шагом, который нанесет ощутимый ущерб отношениям между странами, «переживающими отнюдь не лучшие времена»17. Российская сторона жестко предупредила Оттаву что продолжая идти по этому пути, она останется в проигрыше, в том числе в экономической сфере и освоении Арктики.

Активизация военно-политической деятельности Канады в первые месяцы администрации Д.Трампа также имела антироссийскую направленность. В апреле 2017 г. Украина и Канада подписали соглашение о сотрудничестве в сфере обороны. Оно определяет пять приоритетных направлений: оборонные исследования, материальное обеспечение, логистику, оборонную политику и военное образование. По данным СМИ, канадские поставки военного оснащения Украине (каски, пуленепробиваемые жилеты, зимнее обмундирование) с 2014 г. составили 16 млн.кан.долл., а к 2019 г. на эти нужды будет выделено еще 7,25 млн.долл18. Незадолго до этого Канада продолжила до 2019 года военную тренировочную миссию на Украине. В ее составе около 200 канадских инструкторов, которые уже обучили более 4,7 тыс украинцев. Сейчас Киев добивается согласия Оттавы на поставки Украине оружия, для чего она должна быть включена в канадский Автоматический контрольный список стран по огнестрельному оружию (Automatic Firearms Country Control List). В него входит свыше 30 стран, которым канадские производители могут официально продавать огнестрельное оружие. Вопрос об Украине уже не первый год рассматривается канадским правительством, однако решение пока не принято.

Не добавило теплоты в российско-канадские отношения и размещение в июне 2017 г. 450 канадских военнослужащих в Адажи (Латвия). Руководство альянса запланировало разместить в Восточной Европе 4 батальона, три из которых выделили США, Великобритания и Германия. Поскольку Вашингтону не удавалось договориться о четвёртом подразделении с другими союзниками, выбор пал на Канаду. Предложение не вызывало энтузиазма у руководства страны, пытавшегося уклониться от выполнения обязательств. Это Дж.Трюдо не удалось. В июне 2016г. Оттава объявила о готовности направить один из четырех батальонов для базирования в Латвии и взять на себя командование им. Помимо канадцев, в размещаемое в Латвии подразделение быстрого реагирования войдут военные из Италии, Албании, Польши и Словении.

Отметим в заключение, что в многолетней истории российско-канадских отношений было немало неожиданных зигзагов, а этапы сближения и сотрудничества сменялись периодами напряженности и даже конфликтности. И всё же, совместными усилиями политических, научных и деловых кругов обеих стран удавалось находить развязки самых острых проблем. Этот опыт следует продолжать использовать и сегодня.

Наиболее перспективной для восстановления сотрудничества является арктическая повестка дня, которая упоминается как сфера возможного взаимодействия в официальных документах обеих стран: в Белой книге по обороне Канады и в Концепции внешней политики РФ. В Концепции говорится:«Российская Федерация открыта к выстраиванию отношений с Канадой на основе взаимного уважения интересов и накопленного опыта сотрудничества, в том числе в Арктике»19.

Определенную роль в преодолении кризиса в российско-канадских отношениях может сыграть активизация двусторонних научных и экспертных контактов, а также дальнейшее развитие относительно успешно развивающегося культурного сотрудничества. На наш взгляд, канадскую сторону могла бы заинтересовать следующая тематика научных обменов: «мультикультурализм»; «гендерные проблемы в международных отношениях; «операции по поддержанию мира». Эта проблематика широко обсуждается внутри страны и энергично продвигается канадскими делегациями на международных форумах в связи с выдвижением кандидатуры Канады в состав непостоянных членов СБ ООН в 2020 году. Вместе с тем, большое значение будет иметь «российское досье» Д. Трампа, которое послужит основным «ориентиром» и для канадо-российских отношений.


Список литературы

1 Strong, Secure, Engaged. Canada’s Defence Policy. Ottawa, Minister of National Defence, 2017. p.11

2 Strong, Secure, Engaged. Op.cit., p.13

3 Цит по: Vigliotti, M. Canada unlikely to meet NATO’s two per cent defence spending goal //The Hill Times, May 29, 2017, p. 28

4 Путин заявил о необходимости обеспечить суверенитет России в Арктике//РИА новости, 15.06.2017.URL: https://ria.ru/world/20170615/1496565905.html.(Дата обращения 17.06.017)

5 Berthiaume, L.Trudeau stands firm amid fresh calls from U.S. for NATO spending boost //The Globe and Mail, , Mar. 31, 2017

6 Why increase Canadian military spending? One word: Trump. Globe editorial // The Globe and Mail, June 07, 2017

7 Strong, Secure, Engaged. Op.cit., pp. 50, 79-80, 90

С.Дион занимал должность министра иностранных дел Канады с ноября 2015 г. по январь 2017 г.

8 Встреча В.В.Путина с руководителями международных информагентств. 17 июня 2016 года. Санкт-Петербург. URL:http://kremlin.ru/events/president/news/52183 (Дата обращения 9.09. 2016)

9 Арктика разморозит Россию и Канаду //Известия, 28 октября 2016. URL: http://izvestia.ru/news/640839 (Дата обращения 12 .11.2016)

10 Blanchfield M. Russia seeks thawed relations with Canada over North Pole claim, senator says.// The Toronto Star, Nov. 24, 2016.

11 Fife, R. Dion rejects law targeting Russian human-rights violators //The Globe and Mail, May 12, 2016

12 См.подробнее: Исраелян Е.В. Либералы у власти: наступит ли оттепель на российско-канадском векторе? // Россия и Америка в XXI веке. 2016. № 2. URL: http://rusus.ru/?act=read&id=503 (Accessed 10.06.2017)

* Русская диаспора в Канаде гораздо малочисленнее, чем украинская и слабее организована. Для сравнения: в Канаде и 1,2 млн.украинцев и – 500 тыс.русских

13 Комкова Е.Г. Важные перестановки в правительстве Дж.Трюдо// Россия и Америка в XXI веке. 2017. № 1. URL: http://rusus.ru/?act=read&id=549

14 Fisher, M. Chrystia Freeland’s past prepares her to forge Canada’s foreign policy future.//National Post, June 05, 2017

15 Address by Minister Freeland on Canada’s foreign policy priorities. Global Affairs Canada , June 6, 2017. Ottawa, Canada URL: https://www.canada.ca/en/global-affairs/news/2017/06/address_by_ministerfreelandoncanadasforeignpolicypriorities.html (Accessed: 12.06.2017)

16 Blanchfield, M. Canada backs recommendation for Magnitsky Act targeting human rights violators//The Toronto Star, May 17, 2017

17 Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с антироссийской активностью в Канаде. 987-18-05-2017 .18 мая 2017. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2761810 (Дата обращения 16.06.2017)

18 Berthiaume, L. Canadian military mission in Ukraine//City News, Jun 14, 2017. URL: http://www.citynews.ca/2017/06/14/government-eases-restrictions-on-canadian-military-mission-in-ukraine/ (Accessed June 20, 2017)

19 Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 30 ноября 2016 г.) 2232-01-12-2016. URL: http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/2542248 (Дата обращения: 2.04.2017)



Назад
Наш партнёр:
Copyright © 2006-2016 интернет-издание 'Россия-Америка в XXI веке'. Все права защищены.