Россия и Америка в XXI веке
Россия и Америка в XXI веке На главную О журнале Свежий выпуск Архив Контакты Поиск
Подписаться на рассылку наших анонсов

E-mail:
№1, 2017

ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ ПРИ Д. ТРАМПЕ В КОНТЕКСТЕ ВОЙНЫ В СИРИИ

М. И. Боровкова,
аспирантка 1-го года обучения
Института США и Канады РАН
e-mail:

Аннотация. В статье описаны перспективы развития российско-американских отношений при администрации Д. Трампа в контексте войны в Сирии. Показаны основные проблемы, а также точки соприкосновения, которые могут помочь в установлении двустороннего взаимодействия по данному вопросу.

Ключевые слова: Российско-американские отношения, США, Россия, Д. Трамп, Сирия, ИГ.

PROSPECTS FOR RUSSIAN-AMERICAN RELATIONS UNDER D. TRUMP IN THE CONTEXT OF THE SYRIAN WAR

Borovkova Marina Igorevna,
1st year Ph.D. candidate,
the Institute of USA and Canada Studies
Russian Academy of Sciences
e-mail:

Annotation. The article describes the prospects for Russian-American relations under the administration of D. Trump in the context of the Syrian war. It analyzes the main problems as well as common ground which can help in setting up cooperation between two countries on this issue.

Keywords: Russian-American relations, US, Russia, D. Trump, Syria, IS.

В ноябре 2016 года американцы выбрали нового главу государства, которым стал Дональд Трамп, и данная тема по-прежнему присутствует в дискуссиях экспертного сообщества и СМИ. Неудивительно, что в России тоже продолжаются обсуждения и не столько о причинах выбора американцами столь неоднозначной фигуры как Трамп, сколько о перспективах двусторонних отношений.

Отношения России и США на данный момент, по признанию обеих сторон, находятся на критически низком уровне. В таких условиях трудно поверить, что еще в начале президентского срока Барака Обамы между странами была начата «перезагрузка» и даже обсуждалась возможность введения безвизового режима. Сейчас это в прошлом по ряду причин. Здесь и катастрофическая нехватка доверия, и стереотипы холодной войны, и диаметрально противоположные позиции по целому кругу вопросов. Тем не менее, после избрания Д. Трампа президентом, появилась как минимум небольшая надежда, что эти трудности могут остаться в прошлом.

Д. Трамп, много лет занимающийся бизнесом и добившийся в этой сфере значительных успехов, вероятно, обладает такими качествами как практичность, стратегическое видение и дальновидность, что является важными характеристиками и для политиков. Если Трамп действительно владеет этими качествами, то возможно предположить, что он будет подходить к решению различных вопросов с рациональной точки зрения, согласно которой противостояние и конфронтация с Россией не нужна ни Вашингтону, ни Москве. Наоборот, именно прочные двусторонние отношения, постоянно поддерживаемый диалог и достижение взаимопонимания и компромиссов способны помочь в реализации национальных интересов каждой из сторон. Об этом неоднократно писали и говорили выдающиеся политики и эксперты. Например, Генри Киссинджер указывал на то, что тесное двустороннее взаимодействие – это основа для поддержания международной безопасности, а Россия в многополярном мире – это ключевой элемент любого нового глобального равновесия и ни в коей мере не угроза для США. Он писал: «В сегодняшнем мире угрозы чаще возникают в результате не концентрации, а дезинтеграции государственной власти, образования растущего числа неуправляемых территорий. С этим расширяющимся вакуумом власти не может справиться ни одно государство, каким бы могущественным оно ни было. Для этого требуется устойчивое сотрудничество между США, Россией и другими ведущими державами»[1].

Стивен Коэн, авторитетный специалист по России и СССР, редактор издания Nation считает «отказ США сотрудничать с Россией в борьбе с терроризмом самым вопиющим провалом администрации Обамы и пренебрежением к национальной безопасности США»[2]. Коэн неоднократно призывал и продолжает призывать США к налаживанию диалога с Россией, подчеркивая, в частности, что «террористические организации, а не путинская Россия, являются экзистенциальной угрозой ?1, а Россия – лучший союзник, какого США только могут найти, для борьбы с ними»[3].

К сожалению, такие призывы восстанавливать диалог игнорировались предыдущей администрацией и порой продолжают заглушаться ревом многих влиятельных западных СМИ, нагнетающих обстановку и пытающихся представить противостояние между Россией и США как нечто необходимое и неминуемое. Если же голоса Киссинджера, Коэна и многих других специалистов высокого уровня все же будут услышаны, то это пойдет на пользу не только российско-американским отношениям, но и всему международному порядку.

Одной из проблем, требующих российско-американского взаимодействия, несомненно, является сирийский кризис. Антиправительственные выступления, начавшиеся в Сирии в 2011 г. на волне различных протестных акций «Арабской весны», достаточно быстро переросли в полномасштабную гражданскую войну, а затем и в крупный вооруженный конфликт с международным участием. Более того, в стране выросла террористическая угроза, которая перестала быть сугубо сирийской проблемой, приобретя масштабы глобальной.

Казалось бы, необходимость борьбы с терроризмом, должна была объединить усилия двух держав, но этого не произошло в силу разных позиций в сирийском конфликте. Стороны, поддерживая разных игроков, не смогли достичь компромиссов по ряду ключевых вопросов, включая и тот, кого кроме ИГ (запрещенная в России террористическая организация) и «Джабхат Фатх Аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», запрещенная в России террористическая организация) собственно считать террористами. В итоге, международная коалиция во главе с США проводит операцию в Сирии уже два года, Россия – больше года, но ИГ так и продолжает паразитировать на сирийской почве и давать метастазы в других странах, что лишь подтверждает необходимость создания единого фронта в борьбе с группировкой при активном и совместном участии России и США, без которых урегулирование сирийского кризиса невозможно.

Д. Трамп, кажется, понимает это. Его заявления о том, что именно борьба с ИГ должна быть приоритетом, и ради разгрома «Исламского государства» необходимо объединить силы с Россией, дает основания надеяться, что новый американский президент не станет искать предлоги отказываться от взаимодействия с Россией. В случае реализации такого сценария физический конец «Исламского государства» скоро будет близок. Дальше необходимо будет покончить с пропагандой и идеологией ИГ, а также стабилизировать ситуацию в Сирии и в регионе, и опять же совместная работа здесь будет более предпочтительна и эффективна.

Долгое время сложность для российско-американского диалога представляли два вопроса: салафитско-джихадисткие элементы в рядах оппозиции, на которые указывала Россия, но которые игнорировались США, и политическое будущее Башара Асада, а точнее, его участие в переходном правительстве. Д. Трамп, судя по заявлениям в ходе предвыборной кампании и сделанным еще ранее, критически оценивает понятие «умеренной» оппозиции, так как радикальная составляющая в рядах так называемых умеренных повстанцев значительно укрепилась за годы войны, а контакты с джихадистами – на постоянной или временной основе - стали привычным делом для многих оппозиционных групп.

Б. Асад, предположительно, не станет камнем преткновения в будущем, так как Д. Трамп, несмотря на порой неоднозначную риторику, понимает, что Асад никогда не являлся угрозой для США, и американцы спокойно и безопасно себя чувствовали на протяжении десятков лет правления режима Асадов. Сомнительно, что новый президент готов поощрять борьбу против сирийского лидера ценой роста угрозы со стороны ИГ; угрозы, в том числе, для самих США и их европейских союзников, которые сталкиваются с различными терактами и нападениями, совершаемыми сторонниками группировки. Более того, когда эксперты анализируют состав сирийской оппозиции, то видят множество различных группировок и объединений, многие из которых поддерживают связи с террористами, а вот что не наблюдается, так это реальная альтернатива Б. Асаду.

Свержение режимов без продумывания стратегических шагов на практике неоднократно показало свою разрушительную природу, так как привело не к стабильности или демократизации общества, а к хаосу и расколу, которые не в интересах США, России и международного сообщества в целом. Д. Трамп и в ходе предвыборной кампании, и после победы на президентских выборах выражал несогласие с неоднократными попытками Вашингтона проводить смену режимов и обещал положить конец такой практике: «Мы прекратим стремиться к свержению иностранных режимов, о которых мы ничего не знаем и во что мы не должны быть вовлечены. Этому разрушительному циклу вмешательства и хаоса должен, наконец, прийти конец»[4]. Возможно, урок, вынесенный еще после войны во Вьетнаме тогдашним министром обороны США Р. Макнамарой, что «у нас нет божественного права пересоздавать каждое государство по нашему образцу или выбору»[5], все же будет усвоен.

Что же в перспективе ожидает российско-американские отношения при Д. Трампе, учитывая сирийский аспект? Ответить на этот вопрос определенным образом сложно, потому что, безусловно, отношения между странами многогранны и не ограничиваются только взаимодействием по Сирии. Здесь непроизвольно вспоминается время прихода к власти Б. Обамы, когда все были полны оптимизма, что при новом американском президенте и двусторонние отношения станут складываться по-новому, и вначале это действительно было так. Символом сближения стала символичная кнопка «перезагрузки», но период эйфории не продлился долго. На смену перезагрузке постепенно пришло то, что некоторые аналитики стали называть второй холодной войной. Поэтому и в России, и в США если и прогнозируют улучшение российско-американских отношений, то с осторожностью. Эйфории давно уже никто не испытывает, признавая, что отношения между странами развивались волнообразно, а потепления сменялись похолоданиями. Более того, события на международной арене вносят свои коррективы, как было и с Сирией.

И все-таки хочется верить в лучшее, тем более для этого есть причины, ведь как писал Дж. Кеннеди десятилетия назад: «В конечном счете, нас всех объединяет то, что мы все живем на этой маленькой планете, мы все дышим одним воздухом, мы все дорожим будущим наших детей, и все мы смертны»[6]. Возможно, что сейчас, после того как российско-американские отношения достигли некоего дна, а ситуация в мире выглядит все менее стабильной, пришло время вспомнить об этом. Д. Трамп имеет возможности вывести отношения России и США на новый уровень, и для того, чтобы сделать это реальностью обе страны должны попытаться достичь компромиссов по основным разделяющим их вопросам и окончательно похоронить наследие холодной войны со всеми ее пагубными стереотипами и попытками демонизировать друг друга.


Список литературы

[1] http://nationalinterest.org/feature/kissingers-vision-us-russia-relations-15111

[2] http://www.thenation.com/article/us-refusal-to-cooperate-with-russia-v-international-terrorism-may-be-worst-casualty-of-the-new-cold-war/

[3] http://www.thenation.com/article/the-imperative-of-a-us-russian-alliance-vs-international-terrorism/

[4] http://www.voanews.com/a/trump-non-interventionism-could-split-republicans/3627140.html

[5] Макнамара Роберт. Вглядываясь в прошлое. Трагедия и уроки Вьетнама. М., НИЦ Ладомир, 2004. Стр. 340.

[6] Papers of John F. Kennedy. President's Office Files. Speech Files. Address at American University, Washington, D.C., 10 June 1963



Назад
Наш партнёр:
Copyright © 2006-2016 интернет-издание 'Россия-Америка в XXI веке'. Все права защищены.