Россия и Америка в XXI веке
Россия и Америка в XXI веке На главную Написать письмо О журнале Свежий выпуск Архив Контакты Поиск
Подписаться на рассылку наших анонсов

E-mail:
№3, 2016

БЮДЖЕТНОЕ НАСЛЕДИЕ Б.ОБАМЫ

Г. В. Кузнецова,
к.э.н. доц. кафедры Мировая экономика
РЭУ имени Г.В. Плеханова
e-mail:

Аннотация. Новая книга ведущих исследователей американской экономики посвящена федеральному бюджету США в период президентства Б. Обамы, для которого был характерен беспрецедентный рост федеральных расходов и государственного долга. В фокусе внимания авторов - бюджетные приоритеты рассматриваемого периода, принципы стимулирования экономического роста, социальной защиты населения и последствия бюджетной политики для состояния бюджета. Каковы бы ни были первые шаги избранного 8 ноября 2016 г. президента Д. Трампа, они будут сделаны в условиях, доставшихся в наследство хронических бюджетных дефицитов и необходимости выплат процентов по государственному долгу.

Ключевые слова: федеральный бюджет, государственный долг, период президентства Обамы.

OBAMA’ BUDGET INHERITANCE

Kyznetsova Galina,
Associate Professor in Plekhanov
Russian University of Economic
e-mail:

Annotation. budget dynamics, with unprecedented spending, a variety of tax cuts which already lead to budget deficits and increasing national debt under Obama’s presidential years. The authors examine budget priorities of the Period, with focus on the principles of encouraging economic growth, supporting welfare state, and their results. Whatever President-elect Donald J. Trump’s priorities would be (policies including significant tax cuts and increased spending on defense and infrastructure, other) they’ll face Obama’s budget inheritance with its annual deficits and growing interest payments due to federal debt.

Keywords: federal budget, national debt, Obama’s presidential period.

Книга ««Федеральный бюджет CША в период президентства Барака Обамы»[1], подготовленная ведущими отечественными специалистами в области мировой экономики и социально-экономического развития США, представлена экспертному сообществу и читающей публике крайне своевременно. Недавняя победа на президентских выборах оппонента демократов Д.Трампа невольно ставит по сомнение правильность проводимого предыдущим правительством страны на протяжении восьми лет курса. В этой связи объективный анализ приоритетов и результатов бюджетной политики США представляет собой и практический, и научный интерес.

В представленном исследовании дан глубокий анализ бюджетной политики Соединенных Штатов на разных этапах развития страны, проанализированы динамика и структура федерального бюджета в период президентства Б. Обамы, ее приоритеты в социальной сфере, влияние бюджетной политики на экономическое развитие США. Представлены ключевые направления использования бюджетного механизма в государственном регулировании социально - экономических процессов, рассмотрены барьеры, возникшие на пути его действия. Большой практический интерес вызывает проведенное авторами исследование роли бюджета в повышении инновационной активности предприятий. Важное место уделено вопросам, связанным с проблемами государственного долга США.

В разделе, посвященном структурным особенностям федерального бюджета в 2009–2016 гг., автор д.э.н. В.С. Васильев продолжил исследование состояния государственных финансов в разные периоды американской истории, в том числе в годы глобального кризиса и первые пост кризисные годы[2]. Автор приходит к выводу, что принятие и реализация Плана американского возрождения и реинвестиций в сочетании с другими программами фискального стимулирования экономического роста, направленными на «отскок от дна» лета 2009 г., предопределили базовый алгоритм фискальный политики США на весь период пребывания у власти администрации Обамы. Таким образом, задача достижения сбалансированности федерального бюджета де факто была снята с повестки дня даже в качестве желаемой отдаленной цели фискальной политики, и в американской экономике «в результате кризисных потрясений 2007–2009 гг. сформировалась устойчивая модель экономического роста и развития, основанная на стремительно растущей пирамиде государственного долга».

Одним из главных факторов влияния на состояние государственных финансов в годы президентства Б. Обамы, стала резко возросшая в начале этого периода потребность в социальной поддержке населения, помощь в трудоустройстве, что привело к дополнительным финансовым вливаниям в данной области. Кроме того, как отмечает автор раздела о проблемах и приоритетах политики в социальной сфере, д.э.н. Л.Ф. Лебедева, в начале второго десятилетия пенсионного возраста достигли старшие представители поколения бэби-бумеров, массовый выход которых на пенсию автоматически вызвал увеличение объема пенсионных выплат[3]. Автор раздела обращает внимание также на то, что реализация одного из ключевых приоритетов администрации Обамы в социальной сфере, а именно, закона 2010 г. «О правах пациентов и доступном медицинском обслуживании», также потребовала финансирования из бюджетных средств. Все эти обстоятельства в совокупности привели к увеличению доли социальной составляющей до отметки, превышающей в последние годы 70% всех расходов федерального бюджета.

В исследовании значительное место уделено теме финансирования НИОКР. Отмечается, что вопросы развития науки, поддержки инноваций занимают приоритетное место в политике США[4]. При этом расходы федерального бюджета на эти цели на фоне впечатляющих объемов финансирования социальных нужд выглядят, на первый взгляд, скромно – около 146 млрд. долл., по оценке на 2016 ф.г. Однако, как отмечают авторы, здесь речь идет лишь о прямых бюджетных ассигнованиях, и их уровень не должен вводить в заблуждение на этот счет. Развитие науки и поддержка инноваций на протяжении многих лет - в центре внимания в США. Об этом авторы рецензируемой книги писали и раньше, а в данной работе д.э.н. С.В. Емельянов раскрывает особенности используемых в США механизмов повышения инновационной активности бизнеса, акцентируя внимание на том, что основные усилия правительства сосредоточены на создании условий для обеспечения доступа к капиталу, развития бизнес-образования всех уровней и для всех возрастных групп, защиты прав интеллектуальной собственности. Отмечая, что финансирование НИОКР осуществляется в США преимущественно из частных источников, на которые в рассматриваемый период приходилось около 73% общего объема финансирования, автор особое внимание уделяет инструментам государственной поддержки и стимулирования инноваций в том числе в частном секторе и, прежде всего, малого бизнеса. Представляет интерес также обзор основных направлений финансирования исследований в рамках программ министерств и ведомств, среди которых в общей структуре федерального бюджета по масштабам поддержки гражданских исследований лидировали Министерство здравоохранения и социальных служб, Министерство энергетики, НАСА, Национальный научный фонд.

Тематику последствий дефицитного финансирования и беспрецедентного роста государственного долга развивают авторы к.э.н. П.А. Аксенов, и к.э.н. Е.В. Емельянов.[5] Они отмечает, что хотя по уровню государственного долга относительно ВВП Соединенные Штаты не относятся к числу лидеров среди развитых стран, но в рассматриваемый период его размер устойчиво превышал ВВП страны. Особое внимание в данном разделе уделено роли внешних источников в финансировании государственного долга, а также ведущим иностранным держателям казначейских облигаций – Китаю и Японии.

Исследование бюджетной политики США в период администрации Б. Обамы подготовлено на высоком профессиональном уровне с привлечением новейших информационно-аналитических источников. Оно ориентировано на экспертное сообщество, а также может служить информационной и аналитической базой для правительственных и законодательных кругов в их работе при выработке бюджетной политики России. Вместе с тем, книга легко читается и представляет интерес не только для исследователей, преподавателей, аспирантов, студентов, но также для широкого круга читателей.


Список литературы

[1] Федеральный бюджет CША в период президентства Барака Обамы/отв. ред. Л.Ф. Лебедева. – М. Издательство «Весь Мир», 2016.

[2] Бюджетные приоритеты США: 2009–2012 гг. Васильев В.С., Емельянов С.В., Лебедева Л.Ф. Москва, 2013.

[3] Подробнее: Лебедева Л. Ф. Стратегии пенсионного обеспечения: американский выбор // Мировая экономика и международные отношения. –2016. Т.60. – № 8. – С. 44–52.

[4] Емельянов С.В., Лебедева Л.Ф., Белинский А.Н. Приоритеты Научно-технологической политики США в начале XXI века: взаимодействие государства и бизнеса. М., ИСКРАН, 2009. 83 с.

[5] См. также Аксенов П.А., Емельянов Е.В. Инвестиции пенсионных фондов в государственные ценные бумаги (опыт США). В сборнике: В сборнике: VIII международная научно-практическая конференция «Современная экономика: концепции и модели инновационного развития. Материалы VIIIмеждународной научно-практической конференции: в 3 книгах. РЭУ им. Г.В. Плеханова. Книга 1. -М., Издательство РЭУ им. Г.В. Плеханова 2016. С. 103-106.



Назад
Наш партнёр:
Copyright © 2006-2016 интернет-издание 'Россия-Америка в XXI веке'. Все права защищены.