Россия и Америка в XXI веке
Россия и Америка в XXI веке На главную Написать письмо О журнале Свежий выпуск Архив Контакты Поиск
Подписаться на рассылку наших анонсов

E-mail:
№3, 2016

Новые задачи устойчивого развития на 2016-2030 гг.

Н. Е. Петровская,
кандидат экономических наук, научный сотрудник Центра социально-экономических исследований
Института США и Канады РАН
e-mail:

Аннотация. В статье рассмотрены Цели устойчивого развития ООН на 2016 – 2030 гг., которые охватывают более широкий круг проблем социального, экономического, экологического развития в их взаимосвязи, в сравнении с Целями тысячелетия. Делается вывод о том, что достижение Целей устойчивого развития предполагает учитывать уровень современного развития отдельных стран. Глобальные цели достигаются посредством усилий отдельных стран и нуждаются в конкретизации на национальном уровне, с учетом финансово - экономического состояния, социально-культурных, иных особенностей.

Ключевые слова: Цели тысячелетия, Цели устойчивого развития, Индекс развития человеческого потенциала, ПРООН.

NEW CHALLENGES TO SUSTAINABLE DEVELOPMENT 2016 - 2030

Natalia Petrovskaya,
PhD, researcher, the Center for Social-Economic Studies
the Institute of USA and Canada Studies
Russian Academy of Sciences
e-mail:

Annotation. The article discusses the Sustainable Development Goals of the United Nations for 2016 – 2030, which cover a broader range of social, economic, environmental development in their relationship, in comparison with the Millennium Development Goals. It is concluded the achievement of Sustainable Development Goals requires to take into account the modern level of development of different countries. The global goals are achieved by the efforts of individual countries and need to be specified at the national level in view of financial and economic situation, socio-cultural and other aspects.

Keywords: Millennium Development Goals, Sustainable Development Goals, Human Development Index (HDI), UNDP.

Задачи устойчивого развития на 2016-2030 гг., поставленные на Саммите ООН, предполагают согласованность экономический роста, развития человеческого потенциала, защиту окружающей среды. 17 Целей устойчивого развития (Sustainable Development Goals) и 169 задач были единогласно приняты 193 государствами — членами Организации Объединенных Наций на историческом саммите глав государств, прошедшем в Нью-Йорке в сентябре 2015 года. Новая повестка дня на период до 2030 года призывает государства приступить к принятию мер, направленных на достижение этих целей в течение следующих 15 лет. Цели повестки дня заключаются в том, чтобы искоренить нищету, защитить планету и обеспечить всеобщее процветание. «17 целей в области устойчивого развития — это наше общее понимание путей развития человечества и социальный контракт между мировыми лидерами и населением, — заявил Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Пан Ги Мун. — Это перечень дел для людей и планеты и путь к успеху[1]».

Сформулированные цели и принципы характеризуются преемственностью подхода к социальным и экологическим ориентирам развития[2].

В Документе выделены ключевые области действий: Люди - ликвидация нищеты и голода, реализация человеческого потенциала в здоровой окружающей среде; Планета - охрана от деградации, обеспечение потребностей нынешнего и будущих поколений; Благополучие - людей в условиях экономического, социального, технического прогресса, в гармонии с природой; Мир - построение справедливого общества без страха и насилия; Партнерство - на глобальном уровне в целях устойчивого развития.

Новые цели и задачи на 2016 – 2030 гг. охватывают более широкий круг проблем социального, экономического, экологического развития в их взаимосвязи, в сравнении с Целями тысячелетия.

Превентивная дипломатия является одним из ключевых инструментов в достижении целей устойчивого развития, объединяющих экономическую, социальную, экологическую составляющие общественного прогресса. Принятие Целей тысячелетия и Целей устойчивого развития (2015 г.) стало этапами усилий мирового сообщества по борьбе с бедностью, лишениями; за предотвращение эпидемий; за расширение доступности образования, медицинского обслуживания, возможностей развития человеческого потенциала.

Фундаментальные изменения экономического пространства, глобального геополитического расклада формируют новые риски, но одновременно создают и новые возможности для развития отдельных стран, и их сотрудничества, в том числе по достижению целей устойчивого развития.

Задачи совершенствования системы управления ресурсами связаны с масштабными и ускоряющимися процессами изменений в обществе. Для того, чтобы они осуществлялись в рамках стратегий развития, опираясь на рациональное использование ресурсов, необходим постоянный мониторинг осуществления стратегий развития с использованием ключевых национальных показателей.

Мировой опыт показывает, что для формирования и реализации стратегий развития на национальном и международном уровнях в контексте достижения экономических, социальных, экологических целей, необходим отбор показателей для оценки текущего состояния и мониторинга развития. Среди наиболее комплексных и содержательных наборов показателей можно выделить: показатели реализации Целей Тысячелетия, показатели устойчивого развития Комиссии ООН по устойчивому развитию, ПРООН.

Основой формирования международной стратегии устойчивого развития с использованием показателей развития стала «Повестка дня на XXI век», принятая на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Документ состоит их четырех основных разделов: социальные и экономические аспекты; сохранение и рациональное использование ресурсов в целях развития; усиление роли основных групп населения; средства осуществления. В разделе «Информация для принятия решений» было указано, в частности, на необходимость разработать показатели устойчивого развития в целях создания надежной системы показателей для принятия обоснованных решений. Опыт в области разработки показателей развития показывает, что их построение может осуществляться как система показателей, каждый из которых отражает отдельные аспекты развития. Например, с выделением, подсистем: экономических, социальных, институциональных, экологических показателей. Возможно также построение агрегированных индикаторов, например, на основе экономических, социальных и экологических показателей.

Система показателей Комиссии ООН по устойчивому развитию представляет собой один из наиболее полных и содержательных наборов показателей, которые сгруппированы следующим образом:

- показатели социальных аспектов устойчивого развития,

- показатели экономических аспектов устойчивого развития,

- показатели экологических аспектов устойчивого развития,

- показатели институциональных аспектов устойчивого развития

(планирование политики, научные разработки, международные правовые инструменты, информационное обеспечение, роль основных групп населения).

Эти группы показателей конкретизируются в зависимости от условий стран с различными социально-экономическими потенциалами.

С учетом целевой направленности указанные показатели характеризуют текущее состояние различных аспектов развития, деятельности; процессы, влияющие на развитие; меры политики в целях изменения текущего состояния.

Со времени проведения Конференции ООН по окружающей среде (Стокгольм, 1972 г.); принятия Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Стокгольмской декларации, а впоследствии Декларации Рио (принятой в 1992 году на "Саммите Земли"), проведения Конференция ООН по устойчивому развитию "Рио+20" (2012г.)[3], был достигнут значительный прогресс по согласованию целей развития; а итоги Целей Тысячелетия (Millennium Development Goals) 2000–2015 гг. свидетельствуют о значительных успехах в борьбе с голодом, нищетой, болезнями, материнской и детской смертностью[4].

Вместе с тем, эти успехи отличались неравномерностью по странам и регионам; а новые вызовы поставили мировое сообщество перед необходимостью расширения спектра направлений совместных усилий по достижению целей устойчивого развития. Кроме того, рассматриваемый период характеризовался новыми вызовами – в сферах энергетики, водных ресурсов; климатических изменений и их последствий; финансово- экономическим кризисом 2008-2009 гг. Все эти обстоятельства, так же как и трансформация геополитических условий, потребовали корректировки задач устойчивого развития и конкретизации путей их достижения.

Глобальное распространение рыночных принципов не дало ответов на постоянно возникающие и все менее предсказуемые угрозы (затрагивающие не только развивающиеся страны), для нейтрализации которых требуется активизация институтов и инструментов государственного регулирования, что нашло отражение в широком спектре мер по финансовой стабилизации в 2008- 2009 гг. на национальном и наднациональном уровнях[5]. Глобальный кризис способствовал пересмотру взглядов на государственные и над государственные регуляторы.

Важным вкладом на пути движения к социальным целям устойчивого развития, разработки индикаторов их достижения стала реализация Программы Развития ООН (ПРООН). В рамках данной Программы регулярно осуществляется мониторинг человеческого потенциала в разных странах, данные которого находят отражение в докладах о человеческом развитии (Human Development Reports), издаваемых начиная с 1990 года. В каждом докладе содержатся данные по ключевым показателям развития, дается анализ наиболее актуальных проблем человечества.

Все страны в рейтинге ИРЧП классифицированы по одной из четырех категорий достижений в области человеческого развития[6]: очень высокий уровень развития человеческого потенциала; страны с высоким уровнем развития человеческого потенциала, страны со средним уровнем развития человеческого потенциала и страны с низким уровнем развития человеческого потенциала. До 2009 г. выделялись три группы стран (без группы с очень высоким уровнем развития человеческого потенциала)[7].

В начале текущего столетия динамика развития человеческого потенциала в целом была позитивной, исходя из ключевых индикаторов, на основе которых рассчитывается Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП)[8]. Однако «отставание России от мировых тенденций в области социального обеспечения, образования, здравоохранения как основы воспроизводства человеческих ресурсов и обеспечения кадрового потенциала страны представляет зону риска в достижении стратегических целей развития. В условиях новых вызовов нестабильности мировой экономики, финансовых дисбалансов формы и методы реализации социально-экономического курса могут приобрести еще большие различия между странами в зависимости от их социально-культурных, политических, экономических особенностей[9]».

Для формирования человеческого потенциала, охватывающего психофизиологический потенциал, квалификационный, социально-личностный, доступность медицинских услуг, а также образования всех уровней, получения общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений, соответствующих современному этапу развития общества и спросу на рынке труда, имеет критически важное значение. Психофизиологический потенциал охватывает способности и склонности человека, состояние его здоровья, работоспособность, выносливость, тип нервной системы и т.п.; квалификационный потенциал – объем, глубину и разносторонность общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений, обусловливающий способность работника к труду определенного содержания и сложности; - социально-личностный потенциал – уровень гражданского сознания и социальной зрелости, степень усвоения работником норм отношения к труду, ценностные ориентации, интересы, потребности и запросы в сфере труда, исходя из иерархии потребностей человека.

Превентивная дипломатия охватывает сегодня содействие развитию возможностей человека; предотвращение и борьбу с бедностью, лишениями; расширение доступности образования, медицинского обслуживания, при сохранении окружающей среды для нынешних и будущих поколений.

Широкое обсуждение проблем развития на конференции ООН в Стокгольме (1972 г), угроз истощения природных ресурсов стало основой дальнейшей разработки подходов к устойчивому развитию, возможных превентивных мер, принимаемых на международном и национальном уровнях. Важными этапами в формулировании «Повестки дня в XXI веке» стали Конференция ООН по окружающей среде и развитию в г. Рио-де-Жанейро (1992 г.), Конференция ООН «Рио+5» (Нью-Йорк,1997 г.); подготовка к принятию Целей Тысячелетия (2000 г.); последующие саммиты ООН, где регулярно анализировались ход достижения Целей Тысячелетия, возникающие проблемы и препятствия.

На Саммите тысячелетия Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан призвал мировое сообщество к двуединой цели "свободе от нужды" и "свободе от страха"[10]. Институциональным проявлением этого призыва стало создание и начало деятельности независимой Комиссии по безопасности человека по инициативе правительства Японии, поддержанной институтами ООН. Комиссия была учреждена в январе 2001 года и состояла из двенадцати членов, в том числе: Садако Огата (бывший Верховный комиссар ООН по делам беженцев), профессор Амартия Сен (лауреат Нобелевской премии экономики 1998 года), других видных международных деятелей.

Ключевыми направлениями деятельности Комиссии стали: содействие пониманию, участию и поддержке реальной безопасности человека; формирование концепции безопасности человека для становления политики безопасности; определение конкретной программы действий для предотвращения самых актуальных угроз безопасности человека.

Основные положения концепции безопасности изложены в Докладе ПРООН о развитии человека за 1994 год. Отличительная особенность концепции - подход к разработке проблем безопасности с точки зрения развития человека. Концепция выделяет семь основных аспектов безопасности человека: экономическая безопасность трактуется как обеспеченность доходом, достаточным для удовлетворения насущных потребностей; продовольственная безопасность – это доступность основных продуктов питания, что предполагает наличие их достаточного количества и свободного доступа к ним, достаточную покупательную способность населения; экологическая безопасность – это свобода и защита от угроз экологического загрязнения, прежде всего, наличие чистого воздуха и незагрязненной воды; возможность приобретения экологически безопасной пищи; возможность проживания в условиях, не представляющих опасности для здоровья с точки зрения экологии (жилище, условия труда и т.п.); защищенность от экологических катастроф; безопасность для здоровья – защищенность человека от рисков заболеваемости, т.е. возможность жить в безопасной для здоровья среде обитания; доступность эффективного медицинского обслуживания; личная безопасность означает свободу и защиту человека от угроз насилия; политическая безопасность – это возможность жить в обществе, которое признает основные права человека; общественная и культурная безопасность – защищенность культурного многообразия и защита общественного развития от деструктивных тенденций[11].

Цели развития мира (Millennium Development Goals) на период до 2015 г. были приняты на Саммите Тысячелетия в 2000 г. в г. Нью-Йорке. В Документе Саммита были отражены ключевые проблемы, связанные с преодолением глобального экономического неравенства, вопросы по усилению социального развития, защите окружающей среды, обеспечению прав человека и достижению гендерного равенства.

Заявленные цели были направлены на: ликвидацию крайней нищеты и голода; достижение всеобщего начального образования; поощрение равенства женщин и мужчин, расширение прав и возможностей женщин; сокращение детской смертности; улучшение материнского здоровья; борьбу с ВИЧ, малярией и другими заболеваниями; обеспечение экологической устойчивости; формирование глобального партнёрства в целях развития. Несмотря на достижения в каждой из перечисленных областей, прогресс отличался неравномерностью по странам и социальным группам населения[12].

В Докладе ООН «Цели развития тысячелетия» за 2015 г. отмечено, что за период с 1990 г. численность живущих менее, чем на 1,25 долл. в день (черта крайней бедности) сократилось с 1,9 млрд. человек до 836 млн. человек[13]. В ряде стран прогресс был особенно впечатляющим, например, в Китае доля лиц с доходом ниже такой черты сократилась с 61% до 4% населения.

По каждой из Целей Тысячелетия были достигнуты следующие результаты:

Цель 1. Ликвидация крайней нищеты и голода.

Число людей, живущих в условиях крайней нищеты, сократилось с 1.9 млрд. человек в 1990 г. до 836 млн. человек в 2015 г.

Доля людей, страдающих от недоедания, сократилась с 23.3% в 1990–1992 гг. до 12.9% в 2014–2015 гг.

Цель 2. Обеспечение всеобщего начального образования

Коэффициент охвата начальным образованием в развивающихся регионах в 2015 г. достиг 91% по сравнению с 83% в 2000 г.

Цель 3. Поощрение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин.

За период с 1995 по 2015 г. женщины получили парламентское представительство в почти в 90% стран из 174.

Цель 4. Сокращение детской смертности.

Коэффициент смертности среди детей в возрасте до пяти лет в мире сократился с 90 до 43 смертей на 1000 новорожденных за 1990–2015 гг.

Цель 5. Улучшение охраны материнства.

Коэффициент материнской смертности в мире сократился на 45% за 2000–2015 гг.

Цель 6. Борьба с ВИЧ, малярией и другими заболеваниями.

Число новых случаев ВИЧ-инфицирования с 2000 г. сократилось с 3.5 млн. до 2.1 млн. человек. Коэффициент смертности от туберкулеза с 1990 г. сократился на 45%, а коэффициент распространенности этого заболевания – на 41%.

Цель 7. Обеспечение экологической устойчивости.

В 1990 г. доля жителей планеты, использующих улучшенные источники питьевой воды, составляла 76%, в 2015 г. - 91%. С 1990 г. 2, 6 млрд. человек получили доступ к улучшенным источникам питьевой воды. С 1990 г. 1,9 млрд. человек получили возможность пользоваться водопроводной питьевой водой в жилых помещениях, их доля возросла до 58% мировой численности населения.

Цель 8. Формирование глобального партнерства в целях развития.

Объем официальной помощи в целях развития, предоставленной развитыми странами, за 2000–2014 гг. вырос на 66%, достигнув 135.2 млрд. долл. Наличие доступа к Интернету выросло за 2000–2015 гг. с 6% населения мира до 43%.

Несмотря на отмеченные успехи по реализации Целей Развития Тысячелетия, по данным Продовольственной программы ООН, каждый восьмой житель планеты постоянно недоедает. В крайне тяжелом положении остаются сотни тысяч людей, испытавших последствия природных катастроф; миллионы – ставшие жертвами военных действий, терроризма.

«В тесной взаимосвязи с экономикой меняется социальная сфера: государственная политика находится в поиске ответов на новые вызовы социальных дисбалансов и миграционной политики; государственная политика перестраивается под давлением требований, предъявляемых человеком ХХI века к демократии»[14]. Новые проблемы стоят перед всеми странами, меняются сложившиеся принципы мироустройства, современные реалии требуют новых подходов к обеспечению безопасности и развития.

Нестабильность восстановления экономического роста в посткризисный период, особенно ощутимая в отдельных странах и регионах мира ставит под угрозу благополучие миллионов людей, их занятость, образование.

В 2015 г. число безработных в мире достигло 197, 1 млн. человек, превысив на 1 млн. человек показатель предыдущего года и на 27 млн. человек докризисный уровень. Около половины числа безработных приходилась на страны Восточной Азии (42,1 млн. человек), Южной Азии (28,8 млн. человек), страны Африки южнее Сахары (28,2 млн. человек); среди отдельных стран выделялись Китай (37,3 млн. человек), Индия (17,5 млн. человек), США (8,7 млн. человек), Бразилия (7,7 млн. человек), Индонезия (7,3 млн. человек).

Однако занятость не всегда спасает от крайней бедности миллионы трудящихся. В 2015 г. в мире насчитывалось около 327 млн. человек – работающих, но имеющих доход в пределах 1,90 долл. по ППС. Еще 967 млн. работающих имели доход от 1,90 долл. до 5,0 долл. в день. Кроме того, несмотря на cнижение уровня безработицы (до 5,8% в 2014 – 2015 гг.), в мировой экономике сохраняются разнообразные проблемы в сфере занятости, многие из которых носят долгосрочный характер и с течением времени охватывают все большую часть экономически активного населения. К ним относятся, в частности, широкое распространение неформальной занятости; работа по временным и/или краткосрочным трудовым договорам, в формате неполного рабочего дня (недели), на дому; развитие иных нестандартных форм занятости. Все эти новации рынка труда, с одной стороны, позволяют людям трудоустроиться, хотя и на менее оплачиваемую, чем в среднем в данной стране, работу, но одновременно ведут к снижению уровня социальной защищенности работника[15].

Одним из предметов озабоченности стран мира в сфере труда являются проблемы занятости молодежи. Дело не только в более высоком уровне безработицы среди молодежи, но также в снижении ее экономической активности; увеличении периодов поиска работы, в нестабильности рабочих мест и т.п.[16]

Сохраняющиеся проблемы, как и возникающие, ставят новые задачи, для решения которых в сентябре 2015 г. ООН были приняты Цели Устойчивого Развития (Sustainable Development Goals) 2016–2030 гг., которые пришли на смену Целей Развития Тысячелетия (Millennium Development Goals) 2000 - 2015 гг.

В числе Целей Устойчивого Развития:

1. Ликвидация нищеты во всех ее формах;

2. Обеспечение продовольственной безопасности, ликвидация голода, устойчивое развитие сельского хозяйства;

3. Обеспечение здорового образа жизни;

4. Всеохватывающее образование, расширение возможностей обучения на протяжении всей жизни для всех;

5. Расширение прав и возможностей женщин и девочек;

6. Наличие и рациональное использование водных ресурсов, обеспечение санитарии;

7. Доступ к устойчивому энергоснабжению;

8. Обеспечение производительной занятости, достойных рабочих мест, устойчивого экономического роста;

9. Формирование механизмов, содействующих инновационному развитию;

10. Уменьшение неравенства между странами и внутри каждой из них;

11. Обеспечение открытости, безопасности, устойчивости городов и населенных пунктов;

12. Обеспечение устойчивых моделей потребления и производства;

13. Принятие мер по борьбе с климатическими изменением и их последствиями;

14. Охрана и рациональное использование водных ресурсов;

15. Сохранение экосистемы суши и содействие ее рациональному использованию; охрана лесных массивов, борьба с опустыниванием, сохранение биоразнообразия;

16. Обеспечение доступа к правосудию;

17. Укрепление Глобального партнерства в интересах устойчивого развития.

Как видно из представленного списка Целей Устойчивого Развития, значительная их часть, будучи социальными, или экологическими, или экономическими, призвана способствовать достижению одновременно и других поставленных целей. Например, обеспечение производительной занятости, достойных рабочих мест, устойчивого экономического роста (цель 8) способствует также достойной оплате труда, повышению социальной защищенности населения. Обеспечение устойчивых моделей потребления и производства (цель 12) ставит как экономические задачи достижения определенного уровня производства, так социальные, а также экологические, связанные с рациональным потреблением и использованием природных ресурсов.

Указанные цели содержат глобальные гендерно-ориентированные показатели. Цель 5 - Достижение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех девочек и женщин) содержит 9 задач и 14 показателей. Из 230 показателей глобального уровня 12 показателей, относятся к женщинам, или женщинам и девочкам; 48 показателей требуют разбивки по полу; 48 показателей напрямую относятся к гендеру (по 9 из 17 целей); 75 показателей определены СО ООН как связанные с гендером (по 12 из 17 целей), включая те, которые в меньшей степени связаны с гендерной проблематикой[17].

Комплексное включение гендера в показатели Целей устойчивого развития имеет важное значение и становится сильным импульсом для усовершенствования гендерной статистики.

Для реализации поставленных задач необходимо определить региональные и национальные показателей; выделить приоритетные глобальные показатели с учетом потребностей политики и исходя из практических соображений. Необходимо собирать новые данные, обращать внимание на качество полученных данных, использовать новые способы работы с имеющимися данными.

Поставленные цели устойчивого развития носят глобальный характер, для достижения которых необходимы совместные усилия правительств, международных организаций и мировых лидеров. Но по мнению ООН и обычный человек может повлиять на этот процесс. Глобальные перемены начинаются с каждого конкретного человека. Сотрудники ООН даже разработали «Руководство по спасению мира для лентяев». В нем они предлагают каждому человеку в своей повседневной жизни делать ряд простых действий, благодаря которым в мире произойдут огромные изменения[18]. Все эти действия были условно разделены на 3 части: вещи которые можно делать, не вставая дивана; вещи которые можно сделать у себя дома; вещи которые можно сделать за порогом дома.

Среди них:

· полностью выключать бытовую технику, когда её не используют, для экономии электроэнергии;

· выключать свет, когда он не нужен;

· перестать использовать бумажные квитанции: оплачивать счета через интернет или мобильный телефон;

· интересную информацию, найденную в интернете, не печатать, а сохранять на цифровых носителях;

· сушить одежду и волосы естественным путем, без использования электро-приборов;

· использовать душ, вместо ванны, с целью экономии водных ресурсов;

· сортировать мусор и компостировать его;

· есть больше растительной пищи, так как на производство животной уходит больше ресурсов;

· заменить старую технику и лампочки на энергоэффективные;

· при возможности установить солнечные батареи;

· использовать тканевые подгузники или биоразлагаемые подгузники новых, экологически ответственных марок;

· пользуйтесь картонными спичками, а не бензиновыми зажигалками;

· покупать продукты в ближайших магазинах, с целью поддержания местного бизнеса и обеспечения занятости, а также сокращения пробега грузовых автомобилей;

· избегать спонтанных покупок продуктов, чтобы не выбрасывать излишки;

· ходить пешком, ездить на велосипеде или общественном транспорте, а личный автомобиль использовать только для больших компаний;

· использовать многоразовые бутылки для воды и чашки для кофе;

· не брать в магазине пластиковые пакеты, а носить с собой многоразовые сумки;

· покупать подержанные вещи;

· отдавать в местные благотворительные организации вещи, одежду, книги, которые больше не нужны;

· делать прививки;

· участвовать в выборах.

Устойчивое развитие позволяет удовлетворять основные потребности настоящего времени, не ставя под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Проблемы, стоящие перед современным миром, — нищета, голод, истощение природных ресурсов, нехватка воды, социальное неравенство, деградация окружающей среды, болезни, коррупция, расизм, ксенофобия и многие другие — затрудняют построение мира и создают благодатную почву для конфликтов. Устойчивое развитие вносит решающий вклад в смягчение и искоренение этих причин конфликтов и является основой прочного и стабильного мира. В то же время, благодаря миру условия устойчивого развития улучшаются и высвобождаются ресурсы, в которых общество нуждается для развития и процветания[19].

В июле 2016 г. уже появился первый отчет о том, как страны продвигаются к достижению поставленных целей. Каждый восьмой человек на планете живет в условиях крайней нищеты, 800 миллионов человек недоедают, более миллиарда лишены электричества, а два миллиарда испытывают нехватку чистой воды. «Мы взяли хороший старт, – отметил глава ООН и призвал международное сообщество не ослаблять усилий, пока не мы не добьемся того, чтобы жители планеты жили в мире, достоинстве и имели равные возможности[20].

Каждая из 17 целей в области устойчивого развития является одним из составных элементов глобальной архитектуры мира. Необходимо мобилизовать средства осуществления, в том числе в форме финансовых ресурсов, разработки и передачи технологий и наращивания потенциала, а также утвердить крайне важную роль партнерств. В достижении этих целей заинтересован каждый, и каждый может внести в этот процесс свой вклад.

Достижение Целей устойчивого развития предполагает учитывать уровень современного развития отдельных стран. Глобальные цели достигаются посредством усилий отдельных стран и нуждаются в конкретизации на национальном уровне, с учетом финансово - экономического состояния, социально-культурных, иных особенностей. Как отмечаютБобылев С., Соловьева С., «Цели устойчивого развития, принятые на 2016–2030 гг., предоставляют широкий простор для их адаптации и действий на национальном уровне. Для России с учетом ее приоритетов и обязательств в рамках ООН целесообразно иметь два документа: Стратегию устойчивого развития РФ и адаптированные к национальным приоритетам Цели устойчивого развития до 2030 г.»[21].


Список литературы

[1] http://www.un.org/en/events/peaceday/ (дата обращения 25 сентября 2016).

[2] Transforming our World: the 2030 Agenda for Sustainable Development. UN, N.Y.2015.41p. https://sustainabledevelopment.un.org/post2015/transformingourworld/publication (дата обращения 25 сентября 2016).

[3] Report of the United Nations Conference on Sustainable Development. Rio de Janeiro, Brazil, 20–22 June 2012.

[4] Millennium Development Goals Report 2015. United Nations, New York, 2015.

[5] Государство и бизнес: стратегия взаимодействия в экономике XXI века. Институт США и Канады РАН. Москва, 2012. 139 с.

[6] http://www.rusus.ru/?act=read&id=471 (дата обращения 15 сентября 2016).

[7] Государство и развитие человеческого потенциала в конце XX – начале XXI века. Москва, ИСКРАН, 2009. 156 с.

[8]Human Development Report. UN, N.Y., 2015.

[9] Лебедева Л.Ф. Позиции России и США в полицентричном мире. США-Канада: экономика, политика, культура. 2012. №11 (515). С. 003-013.

[10] http://www.humansecurity-chs.org (дата обращения 17 сентября 2016 г.).

[11] http://www.undp.org/ (дата обращения 17 сентября 2016 г.).

[12] Экономика и социальная политика: гендерное измерение. Ред. Малышева М.М. Москва, 2002. 288 с.

[13] Millennium Development Goals Report 2015. United Nations, New York, 2015.

[14] Глобальная перестройка / Отв. ред.: А.А. Дынкин, Н.И. Иванова; Институт мировой экономики и международных отношений Российской академии наук. М.: Весь мир, 2014, 528 с.

[15] Петровская Н.Е. Тенденции занятости в мировой экономике во втором десятилетии XXI века. Международная торговля и торговая политика. 2016. №3.

[16] Емельянов С.В., Лебедева Л.Ф. Молодежь на рынке труда в начале XXI века: мировые тенденции и региональные особенности. Труд за рубежом. 2008. №3. C 1-22.

[17]http://www.unece.org/fileadmin/DAM/stats/documents/ece/ces/ge.30/2016/wshp/2_Gender_and_SDGs_FWN_RUS.pdf (дата обращения 27 сентября 2016 г.).

[18] http://www.un.org/sustainabledevelopment/takeaction/ (дата обращения 27 сентября 2016 г.).

[19] http://www.un.org/en/events/peaceday/ (дата обращения 27 сентября 2016 г.).

[20] http://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/2016/07/sustainable-development-goals-first-report/ (дата обращения 27 сентября 2016 г.).

[21] Бобылев С., Соловьева С. ООН и смена целей. МЭиМО. 2016. №5. С. 30-39.



Назад
Наш партнёр:
Copyright © 2006-2016 интернет-издание 'Россия-Америка в XXI веке'. Все права защищены.