Россия и Америка в XXI веке
Россия и Америка в XXI веке На главную Написать письмо О журнале Свежий выпуск Архив Контакты Поиск
Подписаться на рассылку наших анонсов

E-mail:
№3, 2016

СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИКА США В ОБЛАСТИ ИММИГРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ НАЧАЛА XXI ВЕКА

И. К. Давыдова,
аспирантка кафедры мировой экономики
РЭУ им. Плеханова
e-mail:

Аннотация. В данной статье рассматривается современный курс американской политической элиты в отношении контроля над процессами иммиграции. Автор анализирует действия властей в отношении нелегальных иммигрантов и лиц, ищущих убежища в США. Также в статье дается оценка предложениям по контролю над иммиграцией кандидатов в президенты США на выборах 2016 года.

Ключевые слова: иммиграционная политика, выборы, нелегальная иммиграция, беженцы.

MODERN MIGRATION POLICY IN THE US IN THE 21ST CENTURY

Davydova Irina Konstantinovna,
Ph.D. student at Plekhanov Russian University of Economics
at school of International Economics
Russian Academy of Sciences
e-mail:

Annotation. This article analyzes the current United States migration policy, focusing on unauthorized immigration and asylum-seeking aliens. It also studies the ideas of candidates in the 2016 presidential campaign on how to improve the modern immigration system.

Keywords: migration policy, elections, unauthorized migration, asylum-seekers.

Вопросы иммиграционной политики всегда были и будут определяющими для американского общества. В условиях формирования новой глобальной картины мира, которая во многом будет определяться процессами международной миграции, стране, лидирующей по числу иммигрантов, необходимо разработать политику, которая будет отвечать быстро меняющимся современным реалиям.

Термин "иммигранты" (также широко употребляется термин «лица иностранного происхождения») относится к тем людям, которые проживают в Соединенных Штатах, но не являются гражданами США с рождения. Это понятие включает в себя натурализованных граждан, обладателей статуса постоянного жителя, определенные категории лиц, получивших визу на временное пребывание в США (например, обладатели студенческой или рабочей визы), беженцев и лиц, незаконно проживающих в Соединенных Штатах.

История страны всегда была неразрывно связана с процессами иммиграции, однако прирост иностранного населения не всегда был столь интенсивен. До середины 1960-х годов иммиграционная политика США носила дискриминационный характер – с начала XX века существовали квоты для приезжих разных национальностей, основанные на доле этих национальностей в составе населения по данным предыдущих переписей. Главной целью системы квотирования было сохранение культурной идентичности и национального «единообразия» в американском обществе, где были популярны идеи евгеники и расовой гигиены. Страх перед чужеродными идеологическими веяниями вроде большевизма, грозившими размыванием традиционных американских ценностей, также был чрезвычайно силен. Таким образом, предпочтение отдавалось иммигрантам из стран Северной Европы, в то время как въезд жителей Восточной и Южной Европы был строго ограничен, а выходцев из Азии и Ближнего Востока вовсе запрещен (иммиграция из Китая была запрещена еще раньше – Конгресс принял соответствующий закон в 1882 году). Все изменилось вместе с ростом движения за гражданские права в 1960-х годах, когда несправедливость существующей на тот момент иммиграционной политики стала очевидна.

В 1965 году вступил в силу Закон об иммиграции, по которому ограничения по национальному признаку были заменены на систему, где предпочтение отдавалось определенным категориям – в первую очередь, родственникам граждан США и людям с профессиональными навыками и квалификацией.

Изменения в законодательстве оказались столь значительными, что к 1980 году число иммигрантов в США выросло почти наполовину и с тех пор лишь увеличивалось. В 1986 году была проведена крупномасштабная иммиграционная амнистия, и законный статус приобрели 2,8 млн. человек. Структура иммиграционных потоков во многом определяется действующей политикой предпочтений (преференциальной системой) воссоединения семей, предоставления убежища, поддержания этнического разнообразия, предоставления рабочих мест. Закон 1990 года облегчил условия въезда в США иммигрантов, имеющих родственных связи с гражданами США, для высококвалифицированных специалистов, а также инвесторов. [1] Новый закон создал иммиграционную визу на основе семейного статуса, пять рабочих виз в зависимости от рода занятости, а также программу лотереи этнического разнообразия для людей из стран с низким уровнем иммиграции в США.

Рисунок 1.
Количество иммигрантов от общего количества жителей США 1850-2015 гг.

Источник: migrationpolicy.org

В 2000-х годах стало ясно, что существенное снижение темпов иммиграции не предвидится даже несмотря на экономическую рецессию, а приток нелегальных иммигрантов, в первую очередь из Мексики и стран Латинской Америки, составляет существенную проблему, несмотря на попытки усилить контроль над границей. Ни в экспертной среде, ни в политическом истеблишменте нет единой оценки происходящих процессов. Обширная реформа миграционного законодательства, которую ожидали от президента Обамы, не состоялась из-за противодействия республиканского Конгресса, а президентские указы о частичной легализации тех, кто попал в страну незаконным образом до достижения 16 лет, и тех, чьи дети имеют гражданство или вид на жительства США, заблокированы Верховным судом как неконституционные. В 2016 году вопрос о дальнейших действиях в области иммиграционной политики стал одной из основных тем на президентских выборах.

В 2016 г. в США насчитывается около 45 млн. иммигрантов, что составляет около 13 процентов населения страны. В целом страна привлекает около 20 процентов всех мигрантов мира, хотя ее население составляет лишь 5 процентов от мирового. Учитывая иммигрантов второго поколения (детей мигрантов, рожденных в США и обладающих гражданство с рождения), все иммигрантское население составляет почти 80 млн. человек, что составляет четверть населения страны. Более 11 млн. иммигрантов находятся в США незаконно.

В отношении легальных иммигрантов законодательство не менялось практически с 1990 года, установленная система виз действует и на сегодняшний день. Вопреки расхожим представлениям о том, что большинство иммигрантов отправляются в США по рабочей визе, главной причиной для переезда является воссоединение семей, право на которое имеют ближайшие родственники граждан США или постоянных жителей страны (обладателей так называемой «грин-карты»). Таким путем каждый год в страну попадают две трети всех новых законных иммигрантов (в странах ОЭСР их доля составляет одну треть[2]). Разумеется, это не значит, что они не участвуют в трудовых процессах - многие из них являются экономически активными. По рабочей визе в страну приезжает еще в среднем 200 тыс. человек ежегодно.[3]

По данным Бюро трудовой статистики в 2016 году уровень безработицы среди иммигрантов составил 3.7 процента, на один процент ниже, чем среди всего населения, что говорит о востребованности этих людей на американском рынке труда. Иммигранты составляют 17% всей рабочей силы страны. Тем не менее, существует мнение о том, что данный показатель не означает ничего хорошего, так как они вытесняют урожденных американцев с рабочих мест – особенно уязвимы американцы с образованием ниже среднего, чей низкоквалифицированный труд не выдерживает конкуренции с иммигрантами, готовыми браться за самую тяжелую работу за гораздо меньшие деньги.

В основном это утверждение касается нелегальных иммигрантов. 71 процент из них являются выходцами из Мексики и стран Центральной Америки (7,8 млн. человек). Нелегальные иммигранты считаются главной проблемой американской иммиграционной политики, отношение к ним неоднозначное. Они присутствуют в каждом штате, но большая часть их сконцентрирована в Калифорнии, Техасе, Флориде, Нью-Йорке. Формально пограничный контроль и законные меры против нелегальных иммигрантов находятся в ведомости федерального правительства, но местные органы власти имеют право осуществлять собственную политику в отношении них. Существует такое явление как sanctuary cities – дословно «города-убежища», где действуют законы или правовые обычаи, запрещающие судебное преследование лишь за то, что человек является нелегальным иммигрантом и не совершал каких-либо других правонарушений. К таким городам относятся Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Сан-Франциско и многие другие крупные города США. Часто такая местная политика вступала в противоречие с законодательством штатов – например, в Теннесси с 2009 г. городам запрещено придерживаться подобного курса в отношении нелегалов.

Если все же было принято решение о мерах в отношении нелегального иммигранта, самым распространенным методом воздействия является депортация. Эффективность депортации вызывает сомнения, поскольку одни и те же люди бывают депортированы несколько раз.

В последние годы число депортаций снижалось и достигло 235 тыс. в 2015 году. Это связано с тем, что администрация президента Обамы установила приоритет в отношении тех нелегалов, кто совершил преступление, представлял угрозу для общественной безопасности или пересек границу недавно. C 2009 по 2015 депортировали 2,5 млн. человек, больше чем при любом другом президенте. Отчасти это связано с нестабильностью в Центральной Америке – Сальвадоре, Гондурасе и Гватемале. Среди новоприбывших много преступников и членов банд. Сотрудничают с Мексикой. Возможно, усиление пограничного контроля также является эффективной мерой контроля – однако количество задержанных при незаконном пересечении границы также снизилось. 337 тыс. задержаний в 2015 году составляют минимум с 1971 года[4]. Однако далеко не все иммигранты становятся нелегальными таким образом -половина нелегалов приехали в страну на законных основаниях и просто остались в стране дольше, чем это позволяла туристическая или рабочая виза[5].

Политика США в отношении беженцев на протяжении многих лет являлась достаточно сдержанной – с 1975 г. приняли 3 млн. человек. В 2016 г. было принято беженцев больше, чем в предыдущие годы, включая 10 тыс. сирийцев. 50 процентов принятых беженцев в 2016 году являются мусульманами по вероисповеданию, и в связи с повышенной тревожностью общества на фоне террористической активности боевиков Исламского Государства, у многих американцев возникают опасения о том, является ли контроль лиц, получающих в стране убежище, достаточным для предотвращения угрозы терактов.

В силу своей противоречивости иммиграционная политика США стала одной из главных тем президентских выборов 2016 года. Наиболее подробно в своих предвыборных речах на тему миграции высказался кандидат от Республиканской партии США Дональд Трамп. Его взгляды в целом находят поддержку консервативно настроенной части американского общества. Изначально высказывая достаточно радикальные обещания (например, депортировать всех нелегальных иммигрантов из страны), 31 августа 2016 года на встрече с избирателями в г. Феникс штата Аризона Трамп в своей предвыборной речи более подробно сформулировал свой план действий относительно реформы иммиграционной политики. Его основные идеи состоят в следующем:

1. Строительство стены на границе с Мексикой для предотвращения нелегального въезда в страну.

2. Немедленная депортация нелегальных иммигрантов, задержанных при пересечении границы.

3. Создание специальной комиссии, чьей целью станет депортация нелегальных иммигрантов, совершивших преступление.

4. Принуждение государств принимать обратно лиц, подвергшихся депортации из США.

5. Борьба с политикой «городов-убежищ».

6. Отмена исполнительных указов Обамы по частичной легализации нелегальных иммигрантов.

7. Запрет на иммиграцию из отдельных стран, где невозможна полноценная проверка сведений о потенциальном иммигранте.

8. Введение полноценной системы биометрических виз, позволяющих отслеживать перемещения при въезде и выезде из страны.

9. Запрет на прием на работу нелегальных иммигрантов.

10.Ограничение легальной иммиграции, установка новых количественных ограничений в интересах американских рабочих.

В целом этот план, даже сформулированный более мягко, чем изначально, с учетом приближающихся президентских выборов, кажется мало выполнимым хотя бы потому, что многие из его предложений столкнутся с трудностями экономического характера – например, депортация является дорогостоящей мерой. По оценкам Центра Американского Прогресса, депортация одного нелегального иммигранта обходится стране в среднем в 10 тыс. долларов[6]

В отличие от Трампа, другой кандидат в президенты США Хиллари Клинтон является опытным политиком и в прошлом она более жестко высказывалась за меры по ограничению нелегальной иммиграции, в частности за пограничный контроль, однако к выборам ее позиция также подверглась корректировке. Сейчас Клинтон в своих предвыборных заявлениях поддерживает курс президента Обамы и планирует продолжить бороться за выполнение президентских указов по частичной легализации нелегальных иммигрантов. Но есть и отличия - она критикует депортации как способ борьбы с негативными проявлениями нелегальной иммиграции, настаивая на том, что необходимо депортировать лишь преступников, в то время как администрация Обамы активно использовала депортации для борьбы с незаконной иммиграции лиц, бежавших из стран Центральной Америки, среди которых были женщины и дети. По ее мнению, более эффективным методом является контроль над границей как превентивная мера, позволяющая избежать дальнейших проблем, связанных с нелегальной иммиграцией[7].

Подводя итог приведенным в статье фактам, невозможно рассчитывать на какие-либо изменения, не меняя в сущности иммиграционную политику на уровне законодательства. На данный момент ни в обществе, ни в политическом истеблишменте нет согласия относительно того, что именно необходимо предпринять для того, чтобы улучшить ситуацию, сложившуюся в данной сфере. Трудно найти баланс, устраивающий всех, так как мнения различаются в зависимости от партии, штата, а возможность осуществить глобальные изменения остается в ведении федерального правительства.


Список литературы

[1] Лебедева Л.Ф.Иммиграционная политика США: основополагающие цели и принципы.
Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2013. № 11 (65). С. 94-101.

[2] Johnathan Chaloff, Global Trends in Family Migration in OECD 2013 (https://www.oecd.org/els/mig/Chaloff.pdf)

[3] Report of the Visa Office 2015, Classes of Immigrants Issued Visas at Foreign Service Posts: Fiscal Years 2011 – 2015 (https://travel.state.gov/content/dam/visas/Statistics/AnnualReports/FY2015AnnualReport/FY15AnnualReport-TableII.pdf)

[4] United States Border Patrol Nationwide Illegal Alien Apprehensions Fiscal Years 1925 – 2015 (https://www.cbp.gov/sites/default/files/documents/BP%20Total%20Apps%20FY1925-FY2015.pdf)

[5] Pew Hispanic Centre, Modes of Entry for the Unauthorized Migrant Population, 2006 (http://www.pewhispanic.org/files/2011/10/19.pdf)

[6] Center for American Progress, What Would It Cost to Deport All 5 Million Beneficiaries of Executive Action on Immigration

(https://www.americanprogress.org/issues/immigration/news/2015/02/23/106983/what-would-it-cost-to-deport-all-5-million-beneficiaries-of-executive-action-on-immigration/)

[7] David Nakamura, Clinton’s stance on immigration is a major break from Obama, March 10th 2016 (https://www.washingtonpost.com/politics/clintons-stance-on-immigration-is-a-major-break-from-obama/2016/03/10/6388a1f8-e700-11e5-a6f3-21ccdbc5f74e_story.html)



Назад
Наш партнёр:
Copyright © 2006-2016 интернет-издание 'Россия-Америка в XXI веке'. Все права защищены.