Россия и Америка в XXI веке
Россия и Америка в XXI веке На главную О журнале Свежий выпуск Архив Контакты Поиск
Подписаться на рассылку наших анонсов

E-mail:
№2, 2016

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ ПО ЗАЩИТЕ ВЕТЕРАНОВ В США

Е. В. Антонов,
Магистрант факультета мировой политики ФГБОУ ВПО «ГАУГН»,
лаборант-исследователь
Института США и Канады РАН
e-mail:

Аннотация. В статье дается общая характеристика состава ветеранов США, учитывая половозрастную структуру, расово-этническую принадлежность, уровни дохода и образования. Рассматриваются основные статьи государственных расходов, направленные на социальную защиту ветеранов США.

Ключевые слова: ветераны США, социальная защита, государственные расходы, меры поддержки ветеранов США.

GOVERNMENT MEASURES ON US VETERANS MAINTENANCE

Evgeniy V. Antonov,
Master Student of the School of World Politics,
Research assistant,
the Institute of USA and Canada Studies
Russian Academy of Sciences
e-mail:

Annotation. The article gives a general description of the composition of US veterans, considering sex and age structure, race-ethnicity, income and education levels. It examines the key articles of public expenditure on social protection of US veterans

Keywords: US veterans, social protection, public spending, US veterans support measures

Согласно опубликованному в марте 2016 года докладу американского Центра анализа и статистики по делам ветеранов, в 2014 фискальном году в США насчитывалось21 999 108 ветеранов, из них 2 020 077 женщин.[1] 36,1% нынешних ветеранов-мужчин служили во время вооруженных действий во Вьетнаме (август 1964 – апрель 1975гг.), тогда как большая часть женщин-ветеранов - 32,3 % - находилась на службе в период после терактов 11 сентября 2001 года до настоящего времени.

Рост числа женщин в составе ветеранов свидетельствует, как об увеличении их числа на службе в вооруженных силах, так и об усилении их экономической активности.[2]

В американской литературе вышеуказанный период получил название «Post 9/11 era» или «Gulf War II», подразумевая военные действия США и их союзников в Ираке. А период с августа 1990 года до августа 2001 года упоминается как «Pre 9/11 era» или «Gulf War I", относясь к войне в Персидском заливе. Стоит отметить, что, несмотря на официальное окончание военных действий в заливе группировками многонациональных сил (МНС) в конце февраля 1991 года, и вывод из Ирака военнослужащих коалиционных сил в декабре 2011 года, военные периоды, с профессиональной точки зрения, были пролонгированы до сентября 2001 года и настоящего времени соответственно. Январь 1949г. - июнь 1950г., февраль 1955г. – июль 1964г., май 1975г. – июль 1990г., - рассматриваются как периоды мирного времени (см. график 1)[3].

График 1.
Периоды военной службы ветеранов (в процентах)

В расово-этническом составе ветеранов превалируют белые – 79,4% мужчин и 67,3% женщин. Чернокожее население, американские индейцы и представители коренных народов Аляски, Гавайских и тихоокеанских островов, которые объединены в группу «небелых», составляли 14,2% среди мужчин и 24,5% среди женщин. Что касается испаноязычных, то здесь общий процент ниже – 6,4% и 8,2% для мужчин и женщин соответственно.[3]

В 2014 году медианный возраст, который делит общее количество ветеранов на две равные части: половина населения - моложе, другая половина старше этого возрастного уровня, среди ветеранов-мужчин составлял 64 года, а среди женщин – 49 лет (см. график 2). Для сравнения этот же показатель среди гражданского населения находится на уровне 41 года и 46 лет для мужчин и женщин соответственно.[3]

График 2.
Медианный возраст ветеранов США в 2014 году
(в процентах)[3]

Рассматривая медианный личный доход, который включает в себя не только общие доходы, но и, например, пенсии, дополнительный социальный доход, другие государственные денежные пособия, то для ветеранов - мужчин в 2014 году он составил 35 993 долларов, а для женщин – 29 776 долларов. Следует подчеркнуть, что в целом по стране медианный личный доход ветеранов выше, чем у гражданских лиц. Для мужчин – 27 297 долларов, а для женщин – 16 691 долларов.[3]

Связанную со службой инвалидность имеют 22,1% ветеранов-женщин и 19,4% ветеранов-мужчин. Причем за чертою бедности проживает 6,7% мужчин и 9,4% женщин. [3]

Образовательный уровень 37,4% мужчин и 20,6% женщин-ветеранов находится на уровне окончания образовательной школы. Степень бакалавра имеют 15,7% ветеранов-мужчин и 20,1% женщин. Высшие ученые степени (магистр и кандидат наук) получили 14% женщин и 10,6% мужчин.[3]

Государственные расходы.

Государственные меры по поддержке ветеранов, осуществляемые согласно действующему законодательству, играют ключевую роль в социальной политике США. Сама система социальной защиты, как ветеранов, так и членов их семей охватывает следующие гарантии:[4]

- пенсионное обеспечение и денежные выплаты (в том числе и на случай инвалидности или потери кормильца);

- страхование здоровья и жизни ветеранов;

- медицинское обслуживание ветеранов;

- мероприятия по лечению и реабилитации ветеранов;

- предоставление различных средств финансовой помощи на строительство жилья, а также гарантий в случае использования ипотечного кредитования;

- образовательная и профессиональная подготовка и переподготовка, помощь в трудоустройстве после окончания службы; (справедливо и для членов семей ветеранов-инвалидов);

- льготы в области налогообложения некоторых ветеранских выплат;

- организация и финансирование похорон.

На сегодняшний день в США сформирована нормативная база в области трудовых отношений с целью оказания помощи в трудоустройстве ветеранов. Так, закон 1944 года о льготах для бывших военнослужащих (Veterans’ Preference Act) обязывает отдавать предпочтение при найме демобилизованным военнослужащим. Прослужив в рядах вооруженных сил более 6 месяцев и будучи уволенными не из-за проступков, ветераны имеют право на восстановление на последней постоянной работе или предоставление иной работы, которая должна быть тождественна предыдущей по статусу и не менее оплачиваема. При наличии частичной нетрудоспособности, полученной во время службы, организация обязана зачислять ветеранов в штат и предоставлять другую работу, исходя из возможностей, квалификации и уровня оплаты труда на прежней должности.

Несмотря на постоянное сокращение численности ветеранов, выделяемые Министерству по делам ветеранов ассигнования федерального бюджета в разделе «Ветеранские пособия и услуги» постоянно увеличиваются. Эта тенденция наблюдалась как в прошлом столетии, так и в нынешнем.[5]

Планомерный рост расходов, начиная с 2008 года, можно проследить на графике 3 и таблице 1.

Таблица 1.
Общие расходы (в тысячах долларах)[5]

Фискальный год

Совокупные расходы

2008

85 152 824

2009

97 143 696

2010

108 634 691

2011

122 859 177

2012

120 404 628

2013

142 822 345

2014

161 228 849

График 3.
Расходы на ветеранские пособия и услуги, млрд долл.
(в процентах) [3]

Таким образом, в период президентства Б. Обамы выделяемые из бюджета средства увеличились в 1,9 раз с 85 до 161 млрд. долларов в 2008 и 2014 годах соответственно, тогда как общее число ветеранов сократилось на 1 334 860 человек.

«Расходы на компенсации и пенсии» - это самая крупная затратная статья, которая включает в себя выплаты компенсаций по инвалидности; пенсии, не связанные со службой; пособия семьям погибших и умерших военнослужащих, а также пособия на погребения. В 2014 году расходы по этой статье составили 75,3 млрд. долларов, а в 2008 году они были на уровне 39,2 млрд. долларов.

Вторая статья – «Затраты на медицинское обслуживание». В нее входят расходы на медицинские услуги, управление здравоохранением, средства медицинского обслуживания и контроль за состоянием здоровья, а также на образовательную и научную поддержку. Затраты за указанный период по данной статье увеличились в 1,7 раза, составляя 59,4 млрд. долларов в 2014 году и 35,3 млрд. долларов в 2008 году.[6]

Растущее внимание уделяется образовательной и профессиональной подготовке ветеранов, приобретению новых навыков.[7] Это направление поддержки ветеранов было особенно актуально в период глобального кризиса.[9][10]. Финансирование программ по получению образования, профессиональному переобучению, реабилитации и трудоустройству ветеранов увеличилось в 2014 году в 4,3 раза по сравнению с 2008 годом (13,7 млрд. долларов и 3,3 млрд. долларов соответственно). К этой статье относятся расходы на приобретение автомобилей и вспомогательных устройств для инвалидов, затраты на проекты по программам оказания помощи бывшим военнослужащим Вьетнамской войны, периода после терактов 11 сентября 2001 года, лицам выжившим и находящимся на иждивении в получении образования и переквалификации (Post-Vietnam Era Veterans Education Assistance Program, the Post-9/11 GI Bill, Survivors’ and Dependents’ Educational Assistance), помощи в трудоустройстве ветеранов (Veterans Retraining Assistance Program).[10]

Остальные статьи расходов менее значительные. Так, например, «страхование и возмещение потерь» включает в себя затраты на страховые требования в связи со смертью; подлежащее оплате страхование жизни на дожитие до определенного срока; дивиденды; суммы, на которые имеет право страхователь в случае досрочного прекращения договора страхования жизни; платежи в соответствии с положением о пенсионном обеспечении по инвалидности военнослужащих и на страховые пособия по полной или частичной нетрудоспособности. Расходы по этой статье в 2014 году составили чуть больше 1,6 млрд. долларов.[11]

Статья «общие оперативные расходы» представляет собой затраты на поддержание административного аппарата Министерства по делам ветеранов. По сравнению с 2008 годом расходы по этой статье выросли в 1,8 раз. На 2014 год - это 7,6 млрд. долларов. Сейчас в Министерстве по делам ветеранов работает около 280 тысяч человек.[12]

Ниже представлен сводный график расходов федеральных средств в 2014 году по основным статьям затрат.[13]

График 4.
Постатейные расходы в 2014 г. (в процентах)

Тема социальной поддержки американских ветеранов и членов их семей находит свое отражение и в предвыборной риторике кандидатов на пост президента США в 2016 году. Это тот случай, когда порой полярные позиции демократов и республиканцев совпадают. Независимо от исхода президентских выборов этого года, государственные расходы на выполнение «священного долга» американцев - поддержку и социальную защиту ветеранов - сокращены не будут, несмотря на прогнозируемое сокращение их численности более чем на 300 000 человек. [13] Предполагается, что программы помощи будут качественно углублены и расширены, охватывая и обеспечивая достойный уровень жизни каждого, кто имеет право на такую поддержку.


Литература

[1] Living Veterans By State, Age Group, Gender, 2013-2043. http://www.va.gov/vetdata/veteran_population.asp. (Дата обращения: 20.05.2016).

[2] Лебедева Л.Ф. (2005) США: социальная защита ветеранов. Человек и труд. N5. C. 32-35.

[3] Department of Veterans Affairs. http://www.va.gov/vetdata/docs/SpecialReports/Profile_of_Veterans_2014.pdf. P.14 (Дата обращения: 20.05.2016)

[4] Государство и развитие человеческого потенциала в конце XX-начале XXI века. Отв.ред. Лебедева Л.Ф. Москва, 2009

[5] http://www.va.gov/vetdata/Expenditures.asp. Data for 2008 — 2014 (Дата обращения: 21.05.2016)

[6] Ibid. (Дата обращения: 21.05.2016)

[7] Государство и бизнес: стратегия взаимодействия в экономике XXI в. Институт Соединенных Штатов Америки и Канады РАН / Москва, 2012.

[8] Емельянов Е.В., Озерова Е.В. Государство и проблемы безработицы в начале XXI века: опыт США. США и Канада: экономика, политика, культура. 2008. № 12. С. 51-62.

[9] Лебедева Л.Ф., Емельянов Е.В. Государство и формирование трудового потенциала в XXI веке (опыт США). Труд за рубежом. 2008. № 3. С. 1-22.

[10] http://www.va.gov/vetdata/docs/QuickFacts/Education_Beneficiaries.PDF. P.2. (Дата обращения: 21.05.2016)

[11] http://www.va.gov/vetdata/Expenditures.asp. Data for 2014. (Дата обращения: 21.05.2016)

[12] http://www.va.gov/opa/pressrel/pressrelease.cfm?id=2054. (Дата обращения: 22.05.2016)

[13] http://www.va.gov/vetdata/Expenditures.asp. Data for 2014. (Дата обращения: 21.05.2016)

[14] http://www.va.gov/vetdata/docs/Quickfacts/Homepage_slideshow_06_04_16.pdf. (Дата обращения: 01.06.2016)



Назад
Наш партнёр:
Copyright © 2006-2016 интернет-издание 'Россия-Америка в XXI веке'. Все права защищены.