Россия и Америка в XXI веке
Россия и Америка в XXI веке На главную Написать письмо О журнале Свежий выпуск Архив Контакты Поиск
Подписаться на рассылку наших анонсов

E-mail:
№2, 2016

ЛИБЕРАЛЫ У ВЛАСТИ: НАСТУПИТ ЛИ ОТТЕПЕЛЬ НА РОССИЙСКО-КАНАДСКОМ ВЕКТОРЕ?

Е. В. Исраелян,
к.и.н.,
ведущий научный сотрудник
Института США и Канады РАН
e-mail:

Аннотация. В статье рассматриваются причины, характер и масштабы самого серьезного после окончания «холодной войны» кризиса в российско-канадских отношениях. Сделана попытка оценить первые шаги на этом направлении, предпринятые правительством Дж.Трюдо после победы на выборах 2015 г.

Ключевые слова: Канада, внешняя политика Канады, российско-канадские отношения, санкции, новое либеральное правительство Дж.Трюдо, Канада и Акт Магнитского.

TRUDEAU GOVERNMENT: A THAW IN RELATIONS WITH RUSSIA?

Issraelyan Evgenia Viktorovna,
Ph. D. in History
Leading Researcher
the Institute of USA and Canada Studies
Russian Academy of Sciences
e-mail:

Annotation. The article characterizes the main economic and political aspects of the crisis in Russia-Canada relations connected to the events in Ukraine and addresses the first steps of the J.Trudeau government in this area.

Keywords: Canada, Canadian foreign policy, Russia-Canada relations, sanctions, the Justin Trudeau government.

Внешнеполитическая повестка дня и первые шаги либерального правительства Дж.Трюдо, одержавшего блестящую победу на октябрьских выборах 2015г., привлекают заметное внимание в политических и научных кругах России. Причины такого интереса, как представляется, вполне понятны. Во-первых, Джастину Трюдо предстоит руководить Канадой в период сложных трансформаций современных международных отношений, когда словосочетание «холодная война» стало практически обыденным, а беспрецедентные по масштабам и глубине конфликты – непредсказуемыми и не поддающимися урегулированию. В такой ситуации от позиции каждого участника международных отношений, тем более такого авторитетного, как Канада, которая является членом практически всех многосторонних организаций, зависит будущее современного миропорядка. Во-вторых, Дж.Трюдо пришел к власти в разгар самого серьезного после окончания «холодной войны» кризиса в российско-канадских отношениях. Он произошел при правительстве консерваторов во главе с С.Харпером (2006-октябрь 2015г.г.) и был связан с событиями на Украине. В-третьих, новое правительство обещало восстановить либеральные традиции и принципы во внешнеполитической деятельности. В арсенале Либеральной партии крупные прорывы и достижения в области российско-канадского взаимодействия. Например, первый визит в СССР на уровне глав правительств был нанесен в 1971г. руководителем либеральной администрации П.Э.Трюдо, отцом нынешнего премьера Канады; результатом налаживания контактов стало заключение в 1976г. Долгосрочного соглашения об экономическом, промышленном и научно-техническом сотрудничестве. В силу перечисленных обстоятельств и в России, и в Канаде рассчитывают на совместный поиск путей выхода из тупика и возможные подвижки в развитии двусторонних связей.

Напомним, что официальные дипломатические отношения между СССР и Канадой были установлены в тяжелые годы Второй мировой войны, в июне 1942г., когда обе страны воевали в рамках антигитлеровской коалиции. Несмотря на объективные сложности и препятствия, в эпоху «холодной войны» и первые годы после ее окончания СССР/Россия и Канада накопили солидный опыт торгово-экономического сотрудничества и ведения политического диалога, создали относительно разработанную договорно-правовую базу, запустили организационные механизмы реализации планов и стратегий. Руководители обоих государств неоднократно выражали удовлетворение общим состоянием и динамикой двусторонних отношений, отмечая в то же время неиспользованные возможности для их дальнейшего развития. «Откат» в российско-канадских отношениях пришелся на годы пребывания у власти правительства консерваторов во главе со С.Харпером.

Нараставшие разногласия

После прихода к власти правительства С.Харпера российско-канадские отношения и до событий на Украине были довольно прохладными. Об этом свидетельствуют как экономические показатели, так и углубившиеся политические разногласия. Согласно данным ФТС России, двусторонний товарооборот составил в 2011 г.2,6 млрд.ам. долл., а в 2013 г. – 2,3 млрд.долл., что на 19% меньше данных за предыдущий год[1]. Это очень низкие показатели, примерно равные объему американо-канадской торговли в день и норвежско-канадской – за несколько месяцев. Отрицательное сальдо в торговле с Канадой достигло по итогам 2013 г. 1,3 млрд. долл. Доля Канады во внешней торговле нашей страны составила в 2011 г. 0,4%, а Россия заняла место лишь в третьем-четвертом десятке среди внешнеэкономических партнеров Канады[2].

Незначительным было и инвестиционное сотрудничество: объемы накопленных инвестиций невелики, обращало на себя внимание и отсутствие устойчивых партнерств в нефтегазовом секторе. Как канадские, так и российские специалисты придерживались единой точки зрения о том, что потенциал экономического сотрудничества использовался далеко не полностью: существовала очевидная необходимость изменения характера торговых связей и инвестиционных потоков, расширения сферы совместной деятельности, разработки новых проектов и механизмов .

Политический диалог также развивался не слишком успешно. Его налаживанию не способствовала позиция Оттавы в пользу принятия Грузии и Украины в НАТО. В отличие от многих других членов блока, Канада сразу высказалась и упорно лоббировала включение этих стран в состав участников альянса. К тому же канадское правительство безоговорочно поддержала Грузию в российско-грузинском конфликте 2008 г. по поводу Южной Осетии и Абхазии.

Канадо-российские разногласия по международным вопросам углубились в связи с событиями «арабской весны». Одним из примеров различного видения международных проблем является оценка ливийской операции 2011 г.[3] По-разному оценивались и события в Сирии. Канадская сторона сначала высказывалась против вооруженного вмешательства в сирийский конфликт, заявляя, что ливийский сценарий не является моделью для тиражирования, и что в применении «этого нового стандарта» нужно быть весьма осторожными. В то же время канадцы полностью разделяли позицию западных стран, возлагающих всю вину за жестокость и насилие на правительство Б.Асада. В этой связи официальные лица Канады жестко критиковали Россию за поддержку политики Асада, которая, по их мнению, направлена на эскалацию конфликта.

Канада активно выступила за принятие против Сирии международных "экономических санкций и оружейного эмбарго" в соответствии с главой VII Устава ООН (действия в отношении угрозы миру). Не дожидаясь их введения, Оттава предприняла самостоятельные шаги – в мае 2011 г. на Сирию было распространено действие Акта об особых экономических мерах (Special Economic Measures Act). В соответствии с ним были запрещены: импорт всех товаров, за исключением продуктов питания, из Сирии в Канаду; канадские капиталовложения в Сирию; экспорт в Сирию предметов роскоши. Запрету также подлежали: оборудование, которое может использоваться в телекоммуникациях, для производства химического оружия и для ведения боевых действий; предоставление Сирии финансовых и иных услуг, относящихся к поставкам нефти или нефтяных продуктов[4]. Были заморожены счета ряда сирийских физических и юридических лиц, высланы сирийские дипломаты из Канады, закрыто посольство Канады в Сирии. Против подобных односторонних мер высказывалась Россия, предпочитающая согласованные коллективные действия.

Канада приняла участие в коалиции, борющейся против Исламского государства (ИГ) во главе с США. Российские должностные лица критикуют эту операцию за нелигитимность (решение о военном вмешательстве было принято без обращения сирийских властей за помощью к участникам коалиции), неправомерный выбор целей авиаударов, неэффективность и отсутствие результатов. А посол РФ в Канаде А.Н. Дарчиев прямо назвал западную кампанию по борьбе с ИГ провалившейся операцией и предложил Оттаве объединить усилия в войне с общим врагом, вспомнив опыт сотрудничества в годы Второй мировой войны[5].

Канада начала наносить авиаудары по Ираку в октябре 2014г., а по Сирии – в апреле 2015г. Отметим, что Канада стала первым членом НАТО, присоединившимся к бомбардировкам Соединенными Штатами сирийской территории. Военный вклад Канады в войну против ИГ был достаточно скромным. Он состоял из шести истребителей CF-18, одного самолета-заправщика «Полярис», двух самолетов-разведчиков «Аврора», 600 военнослужащих для обеспечения контроля, командования и логистики военной компании. Кроме того, Северном Ираке работали 69 канадских специалистов, проводивших обучение курдских боевиков. По данным на февраль 2016 г., канадские ВВС нанесли 251 авиаудар по объектам ИГ (246- в Ираке и пять - в Сирии) [6].

После победы на выборах в октябре 2015 г. либеральное правительство Дж.Трюдо пересмотрело параметры вклада Канады в действия коалиции. Воздушный контингент (истребители – бомбардировщики) возвратился в Канаду, а обучающий персонал будет увеличен втрое. Обязательства в области разведки, заправки и гуманитарной помощи также существенно возрастут. Представители кабинета и дипломаты настойчиво убеждали США и союзников, что их участие в коалиции не только сохранится, но и будет более весомым.

Со своей стороны, Оттава осудила начавшиеся в сентябре 2015г. бомбардировки российской авиацией террористических организаций ИГ и "Джебхат ан-Нусра" в Сирии. Заявление С.Харпера, тогда еще занимавшего пост премьер-министра Канады, было сделано во время избирательной кампании 2015г. По словам С.Харпера, «усиление военного вмешательства России в Сирию опасно, и может спровоцировать еще более кровопролитные насильственные акции [7].

Столкновение подходов происходило и по иранской проблеме. В период пребывания С.Харпера у власти Канада рассматривала правительство Ирана как наиболее значительную угрозу глобальному миру и безопасности. В адрес иранского правительства постоянно звучали обвинения в связи с его поддержкой режима Б.Асада, развитием ядерной программы, расистской и антисемитской риторикой в отношении Израиля, массовыми и систематическими нарушениями прав человека. За поощрение экстремистских групп Иран был включен Канадой в список стран, оказывающих содействие терроризму. Кроме того, на него распространялись международные санкции, в которых участвовала Канада, а также и односторонние канадские ограничительные меры[8].

Перечисленные обстоятельства побудили Оттаву в сентябре 2012г. разорвать дипломатические отношения и закрыть посольство Канады в Иране. Примечательно, что это было сделано во время визита С.Харпера в Россию, по пути на форум АТЭС во Владивостоке. Эксперты и журналисты отмечали несвоевременность, демонстративность и неожиданность такого шага, который выглядел как очередной жест в сторону Израиля и выпад в отношении России, имеющей много точек соприкосновения с Ираном. Бывший посол Канады в Иране Дж.Манди (J. Mundy), и бывший помощник директора канадской Службы безопасности Р. Бойсверт (R. Boisvert) указывали на то, что подобные демарши предпринимаются только в крайних случаях и что обычно Канада не берет на себя лидерство в таких вопросах[9].

Антииранская позиция Канады была частью ее общей политики по Ближнему Востоку, ориентированной на безусловную поддержку Израиля. Об ответной реакции Израиля свидетельствует, в частности, следующий факт: С.Харпер был удостоен очень престижной наградыеврейской организации «Призыв совести» (Appeal of Conscience Foundation) и был признан «политиком года».

Наряду с разногласиями между Канадой и РФ по международным проблемам, напряженность сохранялась и в двусторонних политических отношениях.Бывший посол Канады в России (2003-2006 г.г.), К.Уэстдал пишет, что с тех пор, как в свою бытность послом в России он представил В.В.Путина и С.Харпера друг другу, никаких попыток развить связи сделано не было.[10] Президент России, по мнению К.Уэстдала, так и остался персоной нон грата для премьер-министра Канады. С. Харпер не нанес ни одного визита В.В.Путину, их встречи проходили лишь в рамках многосторонних форумов. В СМИ муссировались слухи о возможном приезде С.Харпера в Москву до или после саммита АТЭС 2012 г., о его предстоящей игре с В.В.Путиным в хоккей в честь 40-летия суперсерии хоккейных матчей СССР-Канада. Все, однако, ограничилось коротенькой встречей между двумя политическими деятелями «на полях» АТЭС во Владивостоке.

На рассматриваемый период пришлось закрытие многих программ, которое в некоторых случаях было стечением обстоятельств, а в других отразило нежелание канадцев продолжать деятельность в России.

В марте 2010 г. закончилась канадская Программа технического сотрудничества с Россией (ПТСР), действовавшая в течение 18 лет. За время существования программы в ее рамках был реализован широкий круг проектов, как масштабных, так и небольших, локальных, на общую сумму около 360 млн.кан.долл. ПТСР, несмотря на то, что не все ее задачи были успешно выполнены, была важным и нужным для обеих сторон каналом развития двусторонних связей.

Завершилась программа «Глобального партнерства против распространения оружия и материалов массового уничтожения». Она была принята в 2002 г. на встрече «большой восьмерки» в Кананаскисе (Канада) по инициативе и при энергичном лоббировании Канады. На реализацию 10-летнего проекта Канада израсходовала около 1 млрд. кан.долл. По оценкам специалистов, глобальное партнерство оказалось одним из самых успешных направлений внешней политики Канады за последние годы, а России позволило значительно снизить расходы на уничтожение военных боеприпасов времен «холодной войны[11]

В рамках бюджетных сокращений происходила ликвидация многих других полезных и интересных проектов. Одним из них стала Программа международных исследований Канады (International Studies Research Program), субсидировавшая поездки в Канаду специалистов из различных стран, в том числе из России. Она действовала в течение более 40 лет и позволила ученым и студентам получить ценные знания и навыки. Те же аргументы – необходимость экономии средств – использовались для оправдания закрытия Генерального консульства Канады в Санкт-Петербурге в 2007 г.

Сферы сотрудничества

Несмотря на весьма скромные масштабы торгово-экономического сотрудничества и определенную напряженность в двусторонних отношениях, в некоторых сферах взаимодействия до украинского кризиса наблюдались определенные подвижки. Несколько крупных канадских компаний участвовали в реализации в России взаимовыгодных проектов в горнорудной промышленности, в сфере транспортного машиностроения и авиационной промышленности, в проектировании и строительстве сложных инфраструктурных объектов. В этой связи можно упомянуть деятельность канадской строительной и инжиниринговой компании «Эс-эн-си Лавалин» и золотодобывающей компании «Кинросс голд», занимающей второе место в России по объёмам добычи золота, а также производителя оборудования для автомобильной промышленности «Магна интернэшнл». Активно работала в России и канадская машиностроительная корпорация «Бомбардье», которая приобрела акции предприятия по производству сигнального оборудования у ОАО «Российские железные дороги», а также участвовала с госкорпорацией «Ростех» в создании совместного предприятия по производству турбовинтовых самолётов в Ульяновске. Взаимовыгодное сотрудничество налаживалось также в сфере добычи нефти и газа, фармацевтики, авиационно-космической промышленности.

Плодотворной была также работа первого российско-канадского форума по сельскому хозяйству, состоявшегося в июне 2011 г. Была достигнута договоренность о приобретении российским холдингом "Ростсельмаш" канадского производителя сельскохозяйственной техники и соглашение с компанией из Манитобы о поставках поголовья свиней в Россию. Вторая из упомянутых сделок - крупнейшая в истории российско-канадских связей в области свиноводства.

Отметим также подписанные важных двусторонних документов. Среди них договоренности между Росатомом и Комиссией по ядерной безопасности Канады о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии, а также меморандум между правительствами России и Канады о взаимопонимании по сотрудничеству в сфере предупреждения, предотвращения и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого рыбного промысла.

Расширялись также культурные обмены между странами. Наиболее яркими эпизодами последнего времени были гастроли в нашей стране канадского Цирка дю Солей, приезд знаменитого поэта, писателя, певца Л. Коэна, участие в Чеховском театральном фестивале и показ спектаклей известного режиссера Р. Лепажа. Продолжалась совместная работа в сфере освоения космоса - российские и канадские астронавты участвовали в проекте Международной космической станции. Была также создана канадо-российская рабочая группа по разработке договора о мирном использовании космического пространства.

Развивалось сотрудничество и на арктическом направлении. Несмотря на разногласия между Россией и Канадой по поводу раздела арктического континентального шельфа и статуса хребтов Менделеева и Ломоносова, интересы двух стран в Арктике нередко совпадают. В отличие от США, относящих Северный морской путь и Северо-Западный проход к субъектам международного права, Россия и Канада считают их территориальными водами прибрежных государств. Обе страны подписали и ратифицировали Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г., чего до сих пор не сделали Соединённые Штаты. Совместная деятельность охватывала следующие сферы: телекоммуникации, строительство, сельское хозяйство, сохранение культуры и традиций коренных народов Севера, охрана окружающей среды и туризм. Кроме того, Россия и Канада – активные члены Арктического совета, контактируют в рамках «полярной пятерки» (Дания, Канада, Норвегия Россия и США). Хорошую основу для взаимодействия России, Канады и других северных стран заложило Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике 2011 года.

Следует отметить, что после введения Канадой антироссийских санкций в марте 2014г., Канада, которая председательствовала в Арктическом Совете (АС) с 2013 г. по май 2015 г., поначалу вела себя достаточно сдержанно, стараясь не допускать чрезмерного влияния украинской тематики на проходящие обсуждения. Однако в дальнейшем нараставшие российско-канадские разногласия по ситуации на Украине стали влиять на арктическую повестку. Особенно это проявилось в ходе подготовки и проведения сессии министров иностранных дел АС в Икалуите (столице канадской территории Нунавут) в апреле 2015г. Тем не менее, участникам встречи удалось принять ряд рамочных документов и обсудить будущее сотрудничество. Представляется, что Россия и Канада, которые накопили опыт сотрудничества по вопросам экономики Арктики, смогут продолжить его в формате Арктического экономического совета, который был создан в 2014 г. по инициативе Канады, поддержанной другими делегациями, в том числе российской..

Назад к «холодной войне»?

Так сложилось, однако, что этим позитивным тенденциям не суждено было получить дальнейшего развития. Свою роль сыграли как ухудшение российско-американских отношений, вылившееся в связи с украинскими событиями в открытую конфронтацию, так и позиция самого С.Харпера, сначала демонстративно игнорировавшего российско-канадский вектор, а затем прославившегося своими антироссийскими выпадами. На российско-канадском направлении не было аналога «перезагрузки», произошедшей в российско-американских отношениях, а участие Канады в антироссийских санкциях по существу «свело на нет» многие из прежних достижений и контактов.

Антироссийские санкции были введены постановлением о специальных экономических мерах в отношении России от 17 марта 2014 г. Канадское руководство обосновало введение запретов «недопустимыми нарушениями суверенитета и территориальной целостности Украины, которые могут представлять серьёзную угрозу международной стабильности». В дальнейшем список и параметры санкций обновлялись и расширялись в ходе более чем десяти раундов.[12]

Основные усилия Оттавы были сконцентрированы на политико-дипломатических шагах, позволивших проявить лояльность общему курсу союзников и продемонстрировать значение украинского вектора для внешнеполитического курса Канады. Оттава приостановила свое участие в российско-канадской межправительственной экономической комиссии, которая была одним из наиболее важных механизмов двустороннего взаимодействия, и бойкотировала заседания Арктического совета в Москве. С. Харпер решительно настаивал на окончательном и бесповоротном исключении России из «Большой семерки» и обещал заблокировать любые попытки возродить "Большую восьмерку. Канада и Украина были соавторами резолюции Парламентской ассамблеи ОБСЕ, резко осудившей нарушения Россией международных норм во время событий на Украине.

На характер и масштабы антироссийских санкций Канады влияет, прежде всего, позиция Соединённых Штатов, главного игрока в западной кампании против России. Известно, что Канада не только согласовывает свою международную деятельность с Вашингтоном, но нередко напрямую выполняет его поручения. При этом Белый дом может перекладывать на Канаду функции, которые он сам не хочет или по каким-то причинам не может осуществлять.

Во-вторых, у Канады есть и собственные задачи в контексте развития энергетического диалога между Россией и Западом. С одной стороны, канадские компании пытаются сохранить и упрочить свои позиции на российском рынке. С другой стороны, стремясь диверсифицировать торговлю топливом, которое почти полностью поставляется в США, канадская правящая элита рассматривает Россию как конкурента и рассчитывает использовать санкции, чтобы вытеснить российские компании из Европы. Напомним, что Канада обладает огромным энергетическим потенциалом и получает существенные дивиденды от продажи нефти и газа. К тому же интерес к европейскому рынку может возрасти в связи с заключением соглашения о поставках российского природного газа в Китай. Оно, скорее всего, нанесёт удар по крупным канадским проектам сжижения газа, рассчитанным на рынок КНР и всего АТР. Наличие этих двух тенденций – к взаимодействию и к соперничеству – определяет зачастую непоследовательный и противоречивый характер политики Оттавы.

В-третьих, громогласная политика Харпера объясняется также невысоким уровнем развития российско-канадских деловых связей накануне украинского кризиса и, соответственно, не слишком значительным ожидаемым ущербом для канадской экономики от их прекращения.

В-четвёртых, при формировании политики учитывается и реакция украинской диаспоры, выступающей за ужесточение санкций. Это одна из самых активных и сплоченных этнических групп Канады, насчитывающая более 1,2 млн человек (девятая по величине диаспора страны). Канада и прежде уделяла пристальное внимание развитию отношений с Украиной – первой признала её независимость в 1991 г., активно лоббировала в пользу её вступления в НАТО, дважды посылала туда делегации по линии «Сборной Канады» (престижные торговые делегации, состоявшие из политиков первого ранга и крупных бизнесменов). В 2011 г. С. Харпер даже получил награду от Украинского канадского конгресса за «большой вклад в развитие украинской общины.200 канадских военных специалистов обучают подразделения Вооруженных сил Украины навыкам боевых действий, а в июле 2015г. подписано соглашение о свободной торговле между двумя странами. Несмотря на это, большинство украинских организаций Канады недовольны слишком «слабыми» санкциями Оттавы.

В-пятых, антироссийская политика Оттавы весьма популярна –весной 2015 г. большинство канадцев высказались за сохранение санкций, а 28% - за их расширение.[13]

Отметим, что в целом по масштабам, содержанию и срокам применения, ограничения Канады оказались более умеренными, чем меры, которые использовались другими странами. Вместе с тем по агрессивности риторики С Харпер явно выделялся среди западных лидеров, позволяя себе неоправданно резкие, порой оскорбительные высказывания в адрес РФ и ее руководства.

Российско-канадские отношения на перепутье

До победы на выборах 2015г. содержание и тональность заявлений Дж. Трюдо, касавшихся российско-канадских отношений, были для Москвы не слишком обнадеживающими. Он обвинял Россию в безответственности, нагнетании конфликтности на Украине и Ближнем Востоке, срыве Минских соглашений, обострении ситуации в Арктике. Встретившись с В.В.Путиным уже в качестве премер-министра Канады на «полях» «Большой двадцатки» в Анталье, Дж. Трюдо призвал президента России «прекратить российское вторжение в Украину и соблюдать минские договоренности по Донбассу».

Вместе с тем внутри Либеральной партии росло осознание необходимости размораживания хотя бы части двусторонних контактов. Об этом свидетельствует состоявшаяся в конце апреля 2015г. встреча бывшего премьер-министра Канады Ж.Кретьена с Президентом РФ В.В. Путиным для обсуждения актуальных международных проблем. Ж.Кретьен, который в 2014г. был награжден российским Орденом Дружбы, прибыл в Россию в составе так называемой группы старейшин.[14] Как известно, С.Харпер после начала «санкционной войны» принципиально избегал прямых контактов с В.В. Путиным. Канадские комментаторы расценили факт встречи Ж.Кретьена с российским президентом как «политическую пощёчину», нанесённую главе правительства консерваторов.

Заслуживает внимания и другое событие. На пресс-конференции в ходе избирательной кампании 2015г. Ж.Кретьен приветствовал военное вмешательство России в сирийский конфликт, что шло вразрез с позицией тогдашнего премьер-министра С.Харпера. Напомним, что Ж.Кретьен, так же как и другой экс-премьер-министр Канады П.Мартин, активно поддержали Дж.Трюдо в качестве кандидата на пост премьер-министра Канады на выборах 2015г. и оказывали ему консультативную помощь. Консерваторы болезненно отреагировали на выступление Ж.Кретьна, обратившись за разъяснениями в штаб-квартиру Либеральной партии, однако Либералы от комментариев отказались. Оба прецедента свидетельствуют об определенных пророссийских настроениях в верхушке Либеральной партии. Это обстоятельство, а также вклад прошлых либеральных правительств (во главе с П.Э.Трюдо, Ж.Кретьеном) в развитие советско/российско-канадских отношений, дали основания для прогнозирования аналитиками некоторого ослабления наиболее «громких», «одиозных» нот, звучавших в риторике Оттавы в адрес России в последнее десятилетие.

Следует отметить, что Дж.Трюдо несколько смягчил тональность заявлений в отношении России во время российско-турецкого инцидента в ноябре 2015г., предложив посредничество Канады в улаживании конфликтной ситуации.

Потепление в российско-канадских отношениях наметилось после пресс-конференции министра иностранных дел РФ С.В. Лаврова, который назвал последние годы «периодом утерянных возможностей» для обеих стран. «У нас очень добрые давние отношения. Канада – влиятельный, уважаемый участник международных отношений. У нас во многом общие задачи, совпадающие интересы в том, что касается освоения Арктики и вообще сотрудничества в северных широтах, хороший опыт практического сотрудничества в целом ряде областей: в экономике, торговле, в северных широтах. В наших отношениях периодически были взлеты и падения, но в итоге каждый раз все-таки здравый смысл брал верх», – сказал С.Лавров.[15]

Ответ Канады последовал незамедлительно и тоже был доброжелательным. На встрече с журналистами С. Дион, заявил, что «хотя Канада всегда поддерживала Украину, настало время начать работать и с Россией», с которой у Оттавы есть много общих интересов. Отсутствие контактов по данной проблеме не способствует преодолению кризиса и не является помощью Украине, пояснил глава канадского МИДа. Диалог между Канадой и Россией существовал даже в годы холодной войны. «А теперь, из-за политики прежнего правительства, общения практически нет. В это время США, Япония и другие государства поддерживают диалог с Россией». «Все, кроме Канады», – добавил Дион.[16]

После такого обмена мнениями канадские СМИ заговорили о «перезагрузке» российско-канадских отношений, сенсационном прорыве, возможной отмене введенных ранее санкций. Этот оптимизм оказался, однако, преждевременным, а ожидания – завышенными. Удар по наметившемуся сближению нанесло заявление Оттавы от 18 марта 2016г. о расширении антироссийских санкций еще на 10 юридических и двух физических лиц.

Дальнейший ход событий покажет, какая из тенденций – конфронтационная или направленная на смягчение напряженности, будет преобладать на российско-канадском направлении при правительстве Дж.Трюдо. Добавим, что в пользу второго тренда говорит отказ Оттавы в мае 2016г. принимать канадский аналог «Акта Магнитского». В США Акт Магнитского действует с 2012 г., а в феврале 2016г. Сенат США одобрил законопроект, расширяющий сферу действия «закона Магнитского» на все страны мира - прежде он распространялся только на Россию.

Принятие решения по поводу канадского Акта Магнитского проходило в Канаде в обстановке острых политических дискуссий. Еще при правительстве С.Харпера в марте 2015г. Палата общин проголосовала за резолюцию о применении антироссийских санкций в отношении лиц, причастных к делу Магнитского, предложенную депутатом от Либеральной партии И.Котлером. Вопрос был, однако, отложен из-за начавшейся избирательной кампании 2015г. Введение канадского варианта Акта Магнитского стало одним из предвыборных обещаний Либеральной партии. В мае 2016г. парламентарии вернулись к теме Акта Магнитского: законопроект был внесен и в нижнюю, и в верхнюю палаты. На этот раз авторами были представители Консервативной партии Дж.Безан и Р.Андрейчук. К лоббированию в пользу канадского Акта присоединился и генеральный директор Hermitage Capital Management У. Браудер, который, по его словам, является близким другом министра внешней торговли Канады Х.Фрилэнд и нашел в ее лице поддержку.

Несмотря на предвыборные обещания, политическую и, судя по сообщениям СМИ, внутрипартийную борьбу, правительство Дж.Трюдо отказалось от принятия Акта. Выступая в парламенте, С.Дион сказал, что действующее в Канаде законодательстве дает достаточно оснований для противодействия нарушениям прав человека. А высокопоставленный чиновник в беседе с журналистами «Глоб энд мейл» добавил, что Акт Магнитского — «плохая идея», так как С.Дион не хочет обострять отношения с Россией и прикладывает усилия для возобновления диалога с Кремлем». К тому же легализация Акта «может навредить канадским компаниям, заинтересованным в деловых связях с Россией».[17]

Высказывались и другие соображения относительно мотивов Оттавы. Канадская «Нэшнл Пост» связывает отношение Оттавы к Акту Магнитского с приглашением Канады к участию в Международной группе поддержки Сирии (МГПС).[18] В случае одобрения Канадой этого закона «Россия могла бы наложить вето на вступление Канады в МГПС». Несмотря на то, что канадские официальные лица отвергают такую связь, данное предположение, скорее всего, имеет под собой почву: известно, что участие в решении сирийского конфликта является одним из важных направлений международной политики Трюдо.
Решение правительства вызвало критику как внутри Канады – против него выступил, в частности, бывший премьер пров.Онтарио Р.Рэй - так и в США. Реакцию США на «некорректное поведение» Канады выразил бывший посол США в РФ, ныне профессор Стэнфордского университета М.Макфол. Он расценил решение Оттавы как нежелание защищать права человека и усмотрел в нем «проявление слабости».[19]

Высказывания М.Макфола были восприняты в Канаде как попытка оказания давления на ее руководство. М.Макфолу ответил уже упоминавшийся выше экс-посол Канады в России К.Уэсдалл, который написал, что Канада стремится к возобновлению взаимодействия с Россией, чтобы отстаивать интересы своей национальной безопасности, чтобы отразить волну новой холодной войны и прекратить "ожесточенную борьбу за Украину". «"Дион рассуждает правильно. Крупный ущерб, который канадская копия "Закона Магнитского" причинила бы нашим интересам в России в сферах безопасности, экономики и других, намного превысит его весьма сомнительную пользу для прав человека"- резюмирует К. Вестдал.[20]
Отметим в заключение, что главным фактором, определяющим характер диалога между Москвой и Оттавой, по-прежнему будет состояние российско-американских отношений, которые по оценкам российских специалистов, будут, скорее всего, носить в ближайшем десятилетии характер противостояния. Это во многом связано с ситуацией на Украине и проблемой Крыма, решение которой до сих пор не найдено. Против «оттепели» будет возражать сильное антироссийское, прежде всего, украинское лобби, в Канаде.

Надо вместе с тем признать, что экономическая заинтересованность в снятии санкций, присутствующая и у России, и Канады, а также исторические традиции двустороннего диалога являются факторами, которые при благоприятном стечении обстоятельств могут способствовать восстановлению хотя бы некоторых сфер прекращенного российско-канадского взаимодействия. Определенное влияние могут оказать авторитетные политические деятели и эксперты, высказывающиеся в пользу размораживания контактов. Среди них – Ж.Кретьен, бывшие послы Канады в России Дж.Кинзман, К.Уэстдал, , долгое время проработавшие в нашей стране, бывший министр иностранных дел Л.Эсуорзи. Немаловажным фактором, действующим в русле ослабления или сворачивания санкций, может быть позиция бизнес-сообщества Канады, заинтересованного в продолжении сотрудничества с Россией. Показательно, что после объявления первой серии рестрикций против России руководители канадо-российской бизнес-ассоциации и отдельных канадских компаний обратились к правительствам обеих стран с призывами проявлять сдержанность и не наносить ущерб взаимовыгодным экономическим отношениям. Особенно активно лоббировал сбалансированный подход в отношении России глава канадской «Бомбардье» Пьер Бодуа, заказ которой на продажу турбовинтовых самолетов общей каталожной стоимостью около 3,4 млрд. долл. заморожен в связи с введением канадских ограничений. Представляется, что для выхода из тупика потребуется время и продуманные усилия со стороны как российских, так и канадских политических, деловых, научных кругов и общественности, которые могли бы предложить различные сценарии возобновления прерванного диалога.


Ссылки

[1] Российско-канадские торгово-экономические отношения. Справочный материал. 16-06-2014 // Веб сайт МИД РФ http://archive.mid.ru//ns-rsam.nsf/1f773bcd33ec925d432569e7004196dd/852c88fa2fd18a9f43256a2c0049b418?OpenDocument.

[2] Российско-канадские торгово-экономические отношения. Справочный материал. 21-10-2011// Веб сайт МИД РФ. http://www.mid.ru/bdomp/ns-rsam.nsf/1f773bcd33ec925d432569e7004196dd/449c346b1eecef59c3256e6d002e70cb!OpenDocument

[3] См.подробнее: Исраелян Е.В.Внешнеполитическая повестка дня Канады.//США и Канада: экономика, политика, культура.2012, №1, стр.61-74

[4] Special Economic Measures (Syria) Regulations. SOR/2011-114. Registration 2011-05-24 http://laws-lois.justice.gc.ca/eng/regulations/sor-2011-114/FullText.html

[5] Tasker, J. Canada should align with Russia to fight ISIS in Syria, ambassador says// CBC News , Oct 07, 2015

[6] National Defence and the Canadian Armed Forces. Operation IMPACT – Air Task Force-Iraq airstrikes// Available at: http://www.forces.gc.ca/en/operations-abroad-current/op-impact-airstrikes.page

[7] Bailey, I.Chrétien’s support of Russian intervention in Syria draws fire//The Globe and Mail, Oct. 01, 2015

[8] В феврале 2016 г. либеральное правительство Дж.Трюдо частично сняло санкций в отношении Ирана после того как Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) объявило о выполнении Тегераном всех условий, касающихся демонтажа ядерной программы.

[9] D. Schwartz Why Canada severed relations with Iran// CBC News September 8, 2012

[10] Ch.Westdal. A Quiet Ruin How did our relationship with Russia become so dysfunctional?// Literary Review, October 2012 http://reviewcanada.ca/essays/2012/10/01/a-quiet-ruin/

[11] Володин Д.А. Канада, Россия и программа»глобальное партнерство»// США и Канада: экономика, политика, культура. 2009. № 7. С. 35-54

[12] См. подробнее: Исраелян Е.В. Участие Канады в антироссийских санкциях. //США-Канада: экономика, политика, культура. 2015,№4, стр.64-75

[13] Simmons K., Stokes B. Poushter J. The PEW Center Report. June 10,2015 http://www.pewglobal.org/2015/06/10/1-nato-public-opinion-wary-of-russia-leary-of-action-on-ukraine/

[14] В нее входят бывшие главы государств или международных организаций, видные общественные деятели, заслужившие большой авторитет во всём мире, но уже не занимающие официальных постов

[15] Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе пресс-конференции по итогам деятельности российской дипломатии в 2015 году, Москва, 26 января 2016 года 116-26-01-2016 // http://www.mid.ru/press_service/minister_speeches/-/asset_publisher/7OvQR5KJWVmR/content/id/2032328

[16] Zimonjic , P. Stéphane Dion signals willingness to re-engage with Russia// CBC News Jan 26, 2016. http://www.cbc.ca/news/politics/russia-canada-relations-diplomacy-dion-lavrov-1.3420781

[17] Fife, R. Dion rejects law targeting Russian human-rights violators //The Globe and Mail, May 12, 2016

[18] Ivison J. Liberals deny appeasing Russians over human rights law for invitation to Syrian talks// National Post, May 17, 2016

[19] Westdal Ch.Stéphane Dion is right: Magnitsky-style sanctions make no sense for Canada//The Globe and Mail, May 27, 2016

[20] Ibidem



Назад
Наш партнёр:
Copyright © 2006-2016 интернет-издание 'Россия-Америка в XXI веке'. Все права защищены.