Россия и Америка в XXI веке
Россия и Америка в XXI веке На главную О журнале Свежий выпуск Архив Контакты Поиск
Подписаться на рассылку наших анонсов

E-mail:
?2, 2007

Российско-американская торговля: состояние, проблемы, перспективы

Давыдов А.Ю., к.э.н.,
ведущий научный сотрудник
Отдела внешнеэкономических исследований
Института США и Канады РАН,
г. Москва

В 2005–2006 гг. наблюдалось заметное охлаждение российско-американских торгово-экономических отношений, во многом обусловленное обострением политических проблем. До 2005 г. США больше других стран «большой семерки» агитировали за вступление России в ВТО. После завершения «дела Ходорковского», продажи российского оружия Венесуэле и Ирану, негативной реакции России на спонсорство Соединенными Штатами «оранжевых правительств» стран СНГ наступил очередной спад в развитии взаимных экономических связей. В августе 2006 г. Госдепартамент США ввел санкции против российских предприятий ВПК – «Рособоронэкспорта» и корпорации «Сухой». Чуть позднее американские конгрессмены заявили, что могут изъять из Генеральной системы преференций во внешней торговле США ряд стран, включая Россию.
Генеральная система преференций была создана в 1974 г. для беспошлинного ввоза в США сырьевых товаров из развивающихся стран. Формально она предназначена для поощрения их экспорта, фактически же стимулирует ввоз в США тех видов сырья, которые необходимы американским корпорациям. Под Генеральную систему преференций подпадают только определенные виды товаров. Россия, согласно этой системе, поставляет в США металлургическую и химическую продукцию первичной переработки.
В 2005 г. Россия отправила в Америку по этой схеме товаров на 740 млн. долл. Учитывая, что на США приходится лишь 6% всего объема внешнеторгового оборота России, в то время как на Евросоюз – 40%, речь идет о сравнительно небольших для нашей страны гипотетических потерях.
Тем не менее, завоевание демократической партией большинства в Конгрессе США может привести к дальнейшему охлаждению торговых связей между нашими странами, ибо именно демократы традиционно занимают наиболее жесткую позицию по вопросам развития взаимных экономических отношений.
В ноябре 2006 г. в результате переговоров президентов России и США было наконец получено согласие американской стороны на вступление России в ВТО. Ключевой проблемой для США при принятии этого важного для нашей страны решения являлась возможность освоения емкого и платежеспособного сегодня внутреннего рынка России американскими производителями товаров и услуг (включая банки, финансовые и страховые компании). Именно поэтому Соединенные Штаты требовали от России обеспечить американским корпорациям свободный доступ на наш внутренний рынок без каких-либо квот и ограничений. Россия продолжает выступать против отмены ограничений на допуск в страну филиалов американских банков, а также против отмены квот на импорт куриного мяса из США и снижения пошлин на самолеты. Существуют серьезные проблемы и с защитой в России авторских прав американских производителей.
Самой болезненной для России продолжает оставаться банковская тема. Москва не хочет создавать российским банкам жесткие конкурентные условия, а Вашингтон предъявляет это стандартное требование всем своим внешнеэкономическим партнерам.
Тем не менее, на фоне других стран США занимали и продолжают занимают важное место в российском внешнеторговом обороте. Российский экспорт в США составил в 2005 г. более 15 млрд. долл., импорт России из США – около 4 млрд. долл. В первом полугодии 2006 г. наблюдался динамичный рост взаимного товарооборота. На протяжении 90-х – 2000-х гг. (кроме 1992 и 1993 гг.) Россия имела положительное сальдо в торговле с США. В 2004 положительное сальдо РФ во взаимной торговле составило 8,888 млрд. долл., а в 2005 г. эта цифра превысила 11 млрд. долл.
Хотелось бы отметить, что огромный положительный баланс в торговле России с США вряд ли можно оценить как положительное явление. Даже во времена Брежнева Россия зарабатывала большую часть своих нефтедолларов в Европе, а тратила эти деньги в США, закупая самые лучшие в то время машины и оборудование для нашей промышленности. При этом, естественно, масштабы импорта СССР из США были существенно больше нашего экспорта.
Важнейшей тенденцией взаимных торговых связей является их заметная асимметрия. Как уже отмечалось выше, на долю США приходится 6% внешнеторгового оборота РФ. Для США значение торговли с Россией на порядок меньше – на долю России приходится лишь 0,56% совокупного внешнеторгового оборота США. В 2004 г. Россия находилась на 39-м месте среди прочих импортеров американской продукции и на 26-м – среди экспортеров товаров в США.
Анализ современной структуры российско-американской торговли свидетельствует о ее товарной асимметрии. В экспорте России сегодня преобладает нефть и нефтепродукты (52,3%), алюминий и изделия из него (11,7%), черные металлы (7,3%), продукты неорганической химии (7%). Машины, оборудование и транспортные средства составляют лишь 12% экспорта. Среди других экспортных товаров важные позиции занимают уран, платина, никель, а также швейные изделия и рыбопродукты.

Всего два года назад структура российского экспорта была иной. Ведущее место в ней занимали черные металлы (28%), продукты неорганической химии (17%), алюминий и изделия из него (16,5%). В то время предполагалось повысить степень обработки российских экспортных товаров, увеличить их добавленную стоимость и таким образом постепенно облагородить наш экспорт.
К сожалению, жизнь пошла по другому пути и сегодня можно констатировать, что структура экспорта России в страны СНГ и в США примерно одинакова: ведущее место в нашем экспорте уверенно заняли энергоносители. Таким образом, Россия все более становится страной экспортной монокультуры.
В российском импорте из США традиционно преобладают различного рода машины и оборудование (нефтегазовое оборудование, самолеты, электрооборудование, оптические и измерительные приборы, медицинская техника), а также зерно и мясопродукты (рис. 2). В 2005 г. на лидирующих позициях среди импортных поставок из США находились: изделия общего машиностроения (в первую очередь нефтегазовое оборудование), самолеты, мороженые цыплята, мороженое мясо и свинина, изделия машиностроения, кукуруза, компьютеры и части к ним, медицинское и телекоммуникационное оборудование.
Таким образом, в российском экспорте в США преобладает сырьевая составляющая при низкой доле готовой продукции, в импорте же – технологии и продовольствие. Иначе говоря, несмотря на положительное сальдо товарооборота с США, Россия в торговле с США выступает как преимущественно развивающаяся страна, обладающая потенциалом более низкого уровня. На данном этапе экономического развития России высокая доля машинно-технической продукции в нашем импорте представляется фактором положительным, поскольку она способствует повышению технического уровня российской промышленности.

 

Потенциал российско-американской торговли лимитируется масштабами экономик обеих стран (российский ВВП составляет 2,8% ВВП США по рыночному курсу и 10–12% по паритету покупательной способности валют (ППС) ), их местом в мировой торговле (доля США в мировом экспорте в 2004 г. – более 13%, России – менее 1,5%, доля США в мировом экспорте машин и оборудования – более 17%, России – около 3%). Вместе с тем определенный потенциал для развития взаимной торговли имеется – за счет расширения, с одной стороны, традиционного российского экспорта в США металлов, химических товаров и топлива, а с другой – американского экспорта, в первую очередь машин и оборудования, необходимого для обновления технологического парка российской промышленности.
Значение для России торгово-экономических отношений с США не исчерпывается количественными показателями. Гораздо важнее другое – роль США на мировом рынке высоких технологий, их инвестиционные возможности, научно-технический потенциал, а также та роль, которую США играют в международных экономических и финансовых организациях.
Следует заметить, что США и ранее имели особое значение во внешнеэкономических связях нашей страны. Оборудование, получаемое по импорту из США даже в самые лучшие советские годы, едва ли могло быть закуплено в другой стране, и тем более произведено в СССР. Тем более важна роль США как нашего внешнеэкономического партнера в настоящее время. Страна, занимающая лидирующие позиции в мировой экономике и науке, не может не быть важным приоритетом нашей внешней экономической политики.
В перспективе Россия может занять существенное место во внешнеэкономических связях США. Растущий импорт из России нефти, цветных и черных металлов, некоторых других товаров подтверждает эту заинтересованность. Главное же заключается в другом: в двусторонних экономических отношениях наша страна представляет для США особый интерес как емкий и платежеспособный рынок для американских товаров, капиталов и услуг.
Уместно отметить конкурентные преимущества и слабости России, которые в немалой степени (помимо политических соображений) влияют на российско-американские экономические отношения.
1.         В макроэкономическом плане к преимуществам России можно отнести высокую степень обеспеченности экономики сырьевыми ресурсами.
2.         Конкурентным преимуществом России является наличие образованной и квалифицированной рабочей силы, которая сравнительно дешева, а среди развитых стран является самой дешевой.
3.         Серьезным преимуществом России является сохраняющийся высокий уровень научно-технического потенциала, в том числе лидирующие позиции в ряде направлений фундаментальной науки, а также в некоторых прикладных научно-технических областях, в частности в ракетных и атомных технологиях.
4.         Преимуществом России можно считать общий огромный объем основных фондов, позволяющий иметь многоотраслевую структуру экономики и возможность достаточно быстро наладить производство той или иной продукции.
Использование конкурентных преимуществ России лимитируется многими обстоятельствами, которые выступают как ее конкурентные слабости. Высокая квалификация рабочей силы часто сводится на нет плохой организацией труда и низкой трудовой этикой. Использование основных фондов в российской промышленности ограничивается их моральным и физическим износом. При достаточно высоком уровне развития фундаментальной науки в стране прикладные разработки (за редким исключением) и их применение в производстве всегда находились на низком уровне. Нельзя не упомянуть и все еще крайне неразвитую организационную инфраструктуру внешнеэкономического сотрудничества, слабые позиции даже крупнейших российских компаний (например таких, как «Лукойл» и «Газпром») на внешних рынках, в том числе и на американском. При этом несомненно, что главной конкурентной слабостью современной российской экономики следует считать ее общее состояние, вызванное долговременным экономическим спадом, незавершенной структурной перестройкой, все еще неэффективно работающими вновь возникшими рыночными институтами, низкими производительностью труда и качеством продукции, нерентабельностью многих предприятий (до 40%). Начавшийся в России в конце 90-х гг. экономический рост, хотя и способствует преодолению указанных проблем, явно недостаточен для существенного улучшения конкурентных позиций России в мировой экономике.
Если говорить о конкурентных преимуществах и слабостях США и сравнивать их с российскими, то налицо значительная асимметрия. К началу XXI в. США обладают бесспорными конкурентными преимуществами перед большинством других стран практически по всем позициям, определяющим положение страны в мировой экономике и на отдельных рынках. Обладая лидирующими позициями в области передовых направлений НТП, мощной международной инфраструктурой американских ТНК и контролем над международными финансовыми организациями, США имеют реальные возможности использовать к своей выгоде глобализацию мировой экономики. От всех главных проявлений глобализации США получают гораздо больше выгод, чем потерь.
Тем не менее, говоря о нереализованном потенциале российско-американских экономических связей и имея в виду наши конкурентные преимущества, можно упомянуть следующие реальные возможности.
1) После вступления в ВТО Россия сможет постепенно повышать степень переработки поставляемого в США сырья
2) Россия с ее дешевой и высококвалифицированной рабочей силой, используя американские инвестиции, могла бы шире развивать сборочные производства иностранных компаний, производство машинотехнической продукции и продукции легкой промышленности для дальнейшей ее поставки как на внутренний рынок, так и за рубеж.
3) В случае преодоления политических проблем возможно более широкое привлечение иностранного капитала для совместной разработки сырьевых ресурсов России. О том, что такие возможности имеются, свидетельствует, в частности, и опыт российско-американского сотрудничества в области инвестиций.
Следует отметить, что, хотя в США в 90-е гг. был отменен ряд законодательных актов дискриминационного характера по отношению к России, наша страна все еще не имеет в США постоянного режима наибольшего благоприятствования в торговле, который представляется лишь на временной основе. Не отменена действующая с 1974 г. поправка Джексона–Вэника к Закону о торговле, в соответствии с которой требуется ежегодное продление режима наибольшего благоприятствования. Против российских компаний используются жесткие антидемпинговые расследования, для прекращения которых российские производители вынуждены ограничивать поставки продукции в США. В 2000 г., например, были заключены соглашения, ограничивающие поставки металлургической продукции из России в США.
Политическое противостояние между Россией и США, наметившееся еще во время иракской войны, безусловно может затормозить рост экономических связей между нашими странами. Именно те политические и военные круги Вашингтона, которые настаивали на военном решении иракской проблемы, могут оказывать давление на Конгресс и президента США, с тем чтобы отложить отмену существующих дискриминационных ограничений и уменьшить американские инвестиции в Россию. Следует отметить, что российско-американские отношения никогда не были плодотворными в периоды обострения «супердержавных» амбиций одной из сторон, и этот фактор может стать серьезным препятствием развития экономических связей.
Можно выделить несколько принципиальных факторов, способных определить вектор торгово-экономического сотрудничества обеих стран в обозримом будущем.
Во-первых, это стратегические и тактические интересы обеих стран как долгосрочного, так и краткосрочного характера. При этом необходимо учитывать как национальные интересы стран, так и интересы отдельных групп правящих элит, в том числе и разнонаправленные интересы экономических (военно-промышленных, энергетических, финансовых, аграрных и т.д.) группировок в каждой из стран.
Во-вторых, это долговременные стратегии и конкретная политика, обеспечивающая эти интересы. От того, насколько продуманной, учитывающей всю совокупность интересов как своей, так и другой страны является та или иная политика, будет зависеть эффективность и динамика российско-американских экономических связей.
В-третьих, это реальные и потенциальные возможности экономик обеих стран, их предприятий, иначе говоря, совокупность их конкурентных преимуществ и слабостей. Это касается и роли и значения отдельных факторов производства в экономиках обеих стран (капитала, труда, НТП, предпринимательского потенциала, ресурсов), емкости и динамики внутреннего спроса.
В-четвертых, это объективные и субъективные факторы, препятствующие развитию взаимовыгодных торгово-экономических связей между Россией и США, в том числе несовершенное или дискриминационное законодательство, разного рода ограничения в торговле, политические и экономические препятствия по отношению друг к другу на рынках третьих стран и т.д.
Основные цели, задачи и интересы США в торгово-экономическом сотрудничестве с нашей страной состоят в формировании в России экономики рыночного типа, с понятными и ясными Западу правилами и законами. Только с такой экономикой США могут вести выгодную торговлю и осуществлять инвестиционную деятельность с минимальными рисками. Рассматривая Россию как потенциально огромный рынок для своих капиталов, товаров и услуг, США заинтересованы в достаточно высокой степени развития этого рынка, в ее высокой покупательной способности.
В определенной мере цели США совпадают с интересами России (создание эффективной рыночной экономики, инвестиции в российскую экономику, расширение торговли многими товарами, сотрудничество в области космоса и т.д.). Вместе с тем Россия должна, несомненно, противодействовать стремлению США получить неконтролируемый доступ к нашим природным богатствам, к интеллектуальным и научно-техническим ресурсам страны. Задачей России является также устранение ограничений по экспорту из США высокотехнологичного оборудования, ограничений российского экспорта в США, осуществляемых под предлогом антидемпинговых мер. Необходимо достичь договоренности с США о цивилизованной конкуренции на рынках третьих стран в тех отраслях, где Россия вполне конкурентоспособна с США (вооружение, ракетные и атомные технологии).
В интересах обеих стран преодолеть существующие проблемы экономического сотрудничества, в котором для России и США есть немало перспективных сфер. Стратегический путь развития двусторонних отношений с США идет через реформирование российской экономики (наряду со всем комплексом внешнеполитических и внешнеэкономических усилий).
При всем различии российской и американской экономических моделей, для привлечения американских инвестиций в российскую экономику бизнесу должны быть гарантированы основные условия, обеспечивающие свободу его развития. В понятие «экономической свободы» сегодня входят следующие элементы :

  • надежные права собственности и политическая стабильность;
  • устойчивая национальная валюта и цены;
  • конкурентные рынки;
  • свободная торговля с внешним миром;
  • обоснованный размер государственного сектора экономики;
  • невысокая налоговая нагрузка на производителей;
  • эффективная денежная политика;
  • свободное движение капиталов и иностранных инвестиций;
  • устойчивое состояние банковской и финансовой сферы;
  • невысокий уровень теневой экономики и коррупции.

Решение практических задач по повышению уровня свободы развития бизнеса в РФ потребует, по-видимому, достаточно длительного периода времени и большого объема работы. Однако именно от того, насколько успешным окажется решение данной проблемы, будут зависеть и перспективы нашего сотрудничества с США в обозримом будущем.


Известия. 11 августа 2006 г.

http//tse.export.gov/NTDChartDisplay

См. подробнее: Index of Economic Freedom 2003. – The Heritage Foundation; The Wall Street Journal.



Назад
Наш партнёр:
Copyright © 2006 - 2008 интернет-издание 'Россия-Америка в XXI веке'. Все права защищены.
Разработка сайта - Alezar Design Studio