|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Для семей разных размеров рассчитывается шкала коэффициентов доходов, обеспечивающих адекватный уровень потребления. На 2012 г., черта бедности для одного человека была установлена на уровне 11 720 долл., для семьи из четырех человек – 23 492 долл.14 В условиях кризиса 2008 -2009 гг. доля населения за чертой бедности резко возросла - до 14,3% в 2009 г., в сравнении с 12,5% в 2007 г. . Для белого населения этот показатель составил 12,3%, для чернокожего – 25,8%, для населения латиноамериканского происхождения - 25,3%.11 Но если сравнить с периодом конца 1990- х – начала 2000 – х гг., то разница в уровне бедности между белым населением и чернокожим, а также латиноамериканского происхождения сократилась. При этом сохранились значительные различия между уровнем бедности среди детей в целом (20,1% в 2009 г.) и среди детей чернокожих и латиноамериканского происхождения ( 35,3% и 32,5%). В пост- кризисные годы доля населения с доходом ниже черты бедности продолжала расти и в 2012 г. составила 15%. Среди семей, возглавляемых женщинами, этот показатель достиг 30,9% - почти в пять раз превышая долю бедных среди семейных пар.8
Таблица 2.
Доля американцев за чертой бедности по возрастным группам, %
По возрастным группам населения в наиболее уязвимом положении остаются американцы до 18 лет, доля которых за чертой бедности составляет 21,8%. Самый низкий показатель бедности – у пенсионеров . (Табл.2) Государственная политика социальной защиты инвалидов и лиц пенсионного возрастаГосударственная политика социальной защиты инвалидов и лиц пенсионного возраста основана в США на принципах всеобщности, доступности, содействия их занятости, участия в общественной жизни. Социальная помощь этим категориям населения оказывается в различных формах, ее размеры зависят от нуждаемости, состава домохозяйства, степени инвалидности. Ассигнования на программу денежных пособий этим категориям населения («Дополнительный гарантированный доход») выделяются в разделе федерального бюджета «Поддержание доходов». Эта программа охватывает инвалидов, слепых, пенсионеров, имеющих доход ниже установленного уровня. Кроме того, в зависимости от степени нуждаемости, места жительства, возраста, состава семьи, состояния здоровья ее членов, им оказывается поддержка в виде продовольственной помощи, предоставления медицинских услуг, обеспечения жильем, помощи в получении образования.2 Программа дополнительного гарантированного дохода была учреждена в 1974 г., согласно которой американцам пенсионного возраста, слепым, инвалидам выплачивается пособие в случае , если их доход меньше определенного уровня. Программа дополнительного гарантированного дохода фактически объединила три существовавшие ранее программы вспомоществования слепым, престарелым, постоянно и полностью нетрудоспособным в одну.2 Программа реализуется Управлением социального обеспечения. Основными реципиентами пособий по программе дополнительного гарантированного дохода (84% общего числа) являются инвалиды. Штаты и муниципалитеты вправе повышать размеры пособий за счет финансирования из собственных бюджетов. Расходы штатов по этой программе составили в 2011г. 3,5 млрд. долл. Особенно значительна поддержка этих категорий реципиентов из бюджетов штатов в Калифорнии, Массачусетсе, Висконсине, ряде других. В программе установлены единые общенациональные стандарты нетрудоспособности. Возрастных ограничений для предоставления помощи слепым и полностью нетрудоспособным лицам нет. Размеры пособий поставлены в зависимость от других доходов получателей, доводя их до гарантированного минимума. В 2011 г. пособия по программе дополнительного гарантированного дохода получали 7 866 тысяч человек. Расходы федерального бюджета на эту программу составили 49 млрд. долл.3 Из этой суммы 9,8% получили лица в возрасте 65 лет и старше, а 92,8% - инвалиды и слепые всех возрастов. Среди инвалидов и слепых подавляющая часть расходов приходилась на выплаты лицам в возрасте 18-64-х лет, при этом почти пятая часть общего объема выплат по этой программе была произведена инвалидам и слепым в возрасте до 18 лет.(Рис.1)
Рис. 1.
Расходы федерального бюджета по программе гарантированного дохода - 100% Источник: [3] Федеральные расходы на денежные выплаты по этой программе в 2012 г составили 52 млрд. долл. (оценка). В январе 2012 г. 7,9 млн. американцев получили ежемесячное пособие по программе дополнительного гарантированного дохода, средний размер которого составил 497 долларов. По расчетам Управления социального обеспечения, к 2036 году число реципиентов этой Программы достигнет 10,1 млн.3 Эксперты Управления считают, что продолжится тенденция снижения доли лиц в возрасте 65 лет и старше в общем числе реципиентов. Денежные пособия инвалидам и пенсионерам составляют всего 0,33 % ВВП , но они являются важнейшим источником поддержки их дохода не ниже определенного уровня вне зависимости от занятости реципиентов, экономической конъюнктуры в стране. Согласно данным Бюро переписи населения США за 2012 год, примерно один из пяти американцев является инвалидом в результате физических или психических нарушений. Принятый в 1990 году Закон об инвалидах расширил возможности жизнедеятельности этой категории населения, а также участие в бизнесе, политике, общественной жизни США. Закон об инвалидах :
В США осуществляются также разнообразные меры поддержки инвалидов, в том числе по расширению свободы передвижения. Предусмотрены способы социальной помощи инвалидам как в приобретении средств передвижения, так и в их переоборудовании, также широкое развитие получили программы перевозки инвалидов, такси для инвалидов и т.п. Подробную информацию о такой помощи можно получить на интернет- сайтах , в Центрах независимой жизни инвалидов. В этих центрах инвалиды могут получить всевозможные услуги, в том числе юридические, по трудоустройству, поиску персонального помощника, приобретения средств передвижения и др. Существует также множество Советов на всех уровнях, отвечающих за определенные программы. Особое внимание уделяется обеспечению инвалидов средствами передвижения, техническому оснащению автомобилей различными устройствами, облегчающими жизнь людей с физическими ограничениями. Предусмотрены дополнительные возможности парковки. Водители с инвалидностью получают таблички, дающие право парковки в местах, обозначенных специальным знаком. Кроме того, инвалиды получают специальные купоны для пользования такси. В ряде штатов и округов организованы автобусные маршруты с использованием специальных автобусов, предназначенных для перевозки пассажиров с инвалидностью. Программа временной помощи нуждающимся семьямВ условиях кризиса 2008-2009 гг. численность реципиентов по Программе временной помощи нуждающимся семьям (Temporary Assistance for Needy Families), которая была создана в соответствии с законом о личной ответственности и возможностях трудоустройства 1996 г., также возросла. С 1997 года число реципиентов этой программы стабильно сокращалось и в 2007 г составило 3,8 млн. человек (против 12,3 млн. человек в 1997 г.) В кризисные годы и пост –кризисный период число получателей пособий по Программе временной помощи нуждающимся семьям вновь стало увеличиваться, составив в 2012 г. 4, 15 млн. человек. В некоторых штатах число реципиентов возросло в три и более раз. Так, в штате Вирджиния число семей с двумя родителями - реципиентов такой помощи в кризисные годы и пост – кризисный период было в 3,5 раза больше, чем в 2000 г. Программа временной помощи нуждающимся семьям реализуется через Администрацию по делам детства Министерства здравоохранения и социальных служб. В органах социальной защиты осуществляется, в частности, специальный учет трудоспособных получателей социальной помощи, организация дневного ухода за детьми участников программ, всевозможные консультации по трудоустройству. В 2009 ф.г . расходы по Программе временной помощи нуждающимся семьям резко возросли, составив 30,6 млрд.долл., в сравнении с 2000 ф.г. и 2005 ф.г. (соответственно, 24,8 млрд. и 25, 6 млрд.долл.) В последующие годы финансирование Программы снижалось и в 2012 ф.г. составило 28,8 млрд.долл., в том числе 14,1 млрд. из федерального бюджета. Помимо непосредственно денежных пособий по Программе временной помощи нуждающимся семьям выделяются средства на уход за детьми работающих реципиентов, на покрытие транспортных расходов и др. Например, только на предотвращение внебрачной беременности и поддержку семейной модели с двумя родителями в 2012 ф.г. было выделено 2,3 млрд. долл. Кроме того, реципиенты этой программы могут получать еще и продовольственную помощь, условия получения которой существенно различаются по штатам. Максимальный месячный доход реципиента, позволяющий получать такую помощь, составляет, например, в штате Алабама 269 долл. (по состоянию на 2010 г.), а в штате Калифорния – 1203 долл., в штате Нью-Йорк – 843 долл.6 Денежная помощь в рамках этой программы ограничена по времени: на федеральном уровне – не более 60 месяцев. Кроме того, на уровне штатов могут быть дополнительные ограничители. Например, в штате Вирджиния пособия предоставляются в течение не более 24-х месяцев, после этого периода реципиент не имеет права на пособие в течение 2-х лет, а далее может получить пособие еще на период до истечения общего для всех ограничения (60 месяцев), установленного на федеральном уровне. Фактически периоды получения денежной помощи существенно различаются по штатам. В том же штате Вирджиния около половины семей получают пособия менее года, четвертая часть их числа - менее 6 месяцев, а другая четверть реципиентов – 2 года.15 Участниками этой программы являются в основном родители с детьми на иждивении. Государство оказывает им временную финансовую помощь на содержание детей, а также помощь в переподготовке, переобучении и трудоустройстве; им также предоставляются льготы на транспорт для поездок на работу.
Рис. 2.
Реципиенты Программы временной помощи нуждающимся Источник: [15] По результатам обследования получателей помощи в рамках Программы временной помощи нуждающимся семьям в штате Вирджиния, 78,0% их числа приходится на семьи с одним родителем, в том числе 4% на семьи с одним родителем, имеющим инвалидность; 12% - без родителей, 10,0% - с двумя родителями. (Рис. 2) Размеры пособий по Программе временной помощи нуждающимся семьям существенно различаются в зависимости от трудоспособности реципиентов, места их проживания, наличия иных доходов, количества детей и т.п. Учитывая, что основной контингент получателей – трудоспособные родители, растущее внимание уделяется их трудоустройству. В условиях кризиса конца первого десятилетия, например, был создан специальный резервный фонд для трудоустройства лиц с низким доходом и слабой конкурентоспособностью на рынке труда. Поддержка из средств резервного фонда осуществлялась в зависимости от конкретных социально-экономических условий в штатах, муниципалитетах, которые разрабатывали и осуществляли на практике программы субсидирования рабочих мест. Благодаря поддержке из этого фонда в 2010 г. было трудоустроено более 250 тыс. человек, в том числе в штатах Калифорния, Иллинойс, Пенсильвания, Техас было создано свыше 25 тыс. рабочих мест в каждом.12 В июле – декабре 2012 г. и в начале 2013 г. число реципиентов по Программе временной помощи нуждающимся семьям было ниже 4-х млн. человек. По предварительным оценкам, в 2013 г. среднегодовое значение этого показателя должно составить 3,9 млн.13 Продовольственная помощьОдной из наиболее масштабных программ не денежной поддержки населения является программа дополнительной продовольственной помощи В июне 2013 г. 47,7 млн. американцев получали помощь по этой программе.6 В условиях кризиса и пост кризисный период наблюдался значительный рост числа реципиентов: если в октябре 2009 г. их насчитывалось 37 672 818 человек, то в июне 2013 г. 47 760 285 человек.10 Динамика числа реципиентов и расходов по программе дополнительной продовольственной помощи по годам рассматриваемого периода представлена в Таблице 3. Программа дополнительной продовольственной помощи (продовольственных талонов) является одной из важнейших форм государственной поддержки нуждающихся в США. Программа реализуется в рамках Министерства сельского хозяйства путем выдачи пластиковых карт. Сумма покупки автоматически удерживается со счета покупателя и переводится на банковский счет магазина, где приобретены продукты.
Таблица 3.
Динамика числа реципиентов и расходов по программе дополнительной продовольственной помощи
Источник: [10] Осуществлением Программы занимается Служба питания и продовольствия Министерства сельского хозяйства США через сеть региональных отделений. Владельцам розничных магазинов, отвечающим установленным требованиям, предоставляется право обслуживания покупателей, использующих эти карты. Соответствие предприятий розничной торговли установленным критериям участия в данной программе определяется местными отделениями Службы питания и продовольствия Министерства сельского хозяйства. Продуктовые розничные магазины, участвующие в программе, должны постоянно располагать соответствующим ассортиментом продуктов питания в каждой из категорий массовых продуктов питания ( хлеб/крупы, молочные продукты, фрукты и овощи, мясо, рыба, птица). Смена владельца магазина влечет за собой необходимость оформления нового разрешения на участие в программе. Магазины, участвующие в Программе, не могут ограничить время продажи продуктов по продовольственным картам. Вместе с тем, для владельцев продовольственных карточек тоже есть ограничения: они не могут быть использованы для приобретения пива, вина, крепких алкогольных напитков, табака, сигарет; а также продуктов питания в горячем виде, продуктов питания для употребления на месте, витаминов, корма для домашних животных. Кроме того с помощью продовольственной карты нельзя оплатить непищевые продукты, например, бумажные салфетки, мыло, косметические и др.продукты, продающиеся в продуктовых магазинах. В октябре 2012 – июне 2013 гг. средний размер пособия составил 133,19 долл. на человека / 275,42 долл. на домохозяйство. На федеральном уровне установлены пределы дохода, позволяющие получать продовольственную помощь. Так, на дополнительную продовольственную помощь в октябре 2012 – сентябре 2013 гг. имели право домохозяйства с доходом не выше 1 211 долл. для одного человека, 1640 долл. – для двух, 2 069 долл. – для трех человек, 2 498 долл. – для четырех человек, и т. д.7 Для получателей пособий дополнительного гарантированного дохода, временной помощи семьям на иждивении доход может быть несколько выше, например, в пределах 3 170 долл. для домохозяйства из четырех человек. Стремительный рост числа реципиентов дополнительной продовольственной помощи в 2009 -2013 гг. в условиях бюджетных дефицитов способствовал новым законодательным инициативам. 19 сентября 2013 г. Палата представителей одобрила законопроект о реформе продовольственной помощи и возможностях трудоустройства. По оценке Бюджетного Управления Конгресса, ужесточение условий получения такой помощи снизит число ее получателей примерно на 1,2 млн. человек в год и позволит сэкономить 11,4 млрд. долл. в ближайшие пять лет (2014 -2018 фин. годы) и 19 млрд. долл. в течение 2014 -2023 фин. лет. Программы продовольственной помощи детям включают школьные завтраки, питание в летнее время и детское питание. В программе национальных школьных завтраков участвуют около 32 млн. детей (в среднем в месяц, за исключением летнего времени). Продовольственная помощь оказывается также беременным женщинам и матерям с грудными детьми, детям и пожилым. Федеральные программы финансируют также срочную продовольственную помощь; предоставление продовольствия для индейских резерваций; учреждениям, участвующим в оказании продовольственной помощи пожилым и сиротам, которые не получают ее по другим программам. В условиях кризиса 2008 – 2009 гг. и пост –кризисного восстановления анонсированные в ходе предвыборных кампаний обещания повысить социальную защищенность малоимущих слоев населения и доходов малообеспеченных слоев населения, столкнулись с бюджетными дефицитами. Несмотря на бюджетные ограничения, в целом система социального вспомоществования продолжает выполнять свои функции, но по некоторым программам произошло ужесточение условий получения поддержки. Литература[1] Лебедева Л.Ф. Социальные ориентиры XXI века: выбор США, «США-Канада: экономика, политика, культура», 2009, №3 [2] Лебедева Л.Ф. «США: социальная помощь – денежная и натуральная», - «Человек и труд», №10, 2005 г. [3] Annual Report of the Supplemental Security Income Program/ Social Security Administration. Wash., 2012 [4] US Federal Budget 2013. Historical Tables [5] Federal Poverty Guidelines. www.familiesusa.org/resources/ [6] Congressional Research Service. SNAP: Categorical Eligibility. September 17, 2013 [7] Income Eligibility Guidelines for SNAP. DHHS, September 2013 [8] Income, Poverty, and Health Insurance Coverage in the United States: 2012. US Census Bureau Report .W., Sept. 2013 [9] Income, Poverty, and Health Insurance Coverage in the United States: 2008. US Census Bureau Report .W., Sept. 2009 [10] SNAP Monthly Data. www.fns.usda.gov [11] Statistical Abstract of the US, 2012 [12] Subsidizing Employment Opportunities for Low-Income Families. US DHHS. December 2011 [13] TANF 2012 Overview Tables [14] US poverty «much worse than statistics reveal». September 10, 2013/ http://www.presstv.ir/detail/2013/09/10/323171/ [15] VDSS Office of Research & Planning May 18, 2012 Назад |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|