Россия и Америка в XXI веке
Россия и Америка в XXI веке На главную О журнале Свежий выпуск Архив Контакты Поиск
Подписаться на рассылку наших анонсов

E-mail:
№2, 2012

Инновационная деятельность ИКТ-корпораций США в условиях глобализации.1

М.А. Никитенкова, к.э.н.,
руководитель Центра исследовательских
и образовательных проектов ИСКРАН,
шеф-редактор электронного научного журнала
«Россия и Америка в XXI веке»
e-mail:

Аннотация. В статье анализируются перспективы мирового рынка информацио- коммуникационных услуг (ИКТ) в условиях кризиса, политика администрации Б.Обамы по стимулированию развития и распространения ИКТ через финансирование федеральных программ в сфере информационных технологий в 2011–2013 фин.гг. Автор делает вывод, что США и промышленно развитие страны перешли к удовлетворению информационными услугами массового потребителя, в то время как развивающиеся страны находятся в процессе создания условия для стабильного развития своей информационной индустрии, а Россия в производстве и реализации информационных услуг на внешнем рынке начала экспансию на отдельных сегментах рынка информационных услуг в связи с развитием процесса глобализации.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, инновационная экономика, инновации, бизнес-модели, информационная политика администрации США, информационная инфраструктура США

Innovative Activity of ICT-corporations of the USA In Globalization process.

Maria Alexandrovna Nikitenkova,
Ph.D. (Economics), The Head of the Center of the research and educational projects,
Institute for the U.S. and Canadian Studies, Russian Academy of Sciences,
Editor-in-Chief, scientific journal “Russia and America in the XXI century”
e-mail:

Annotation. Author analyzes the world market information-communication services (ICT), information policy of The US administration for development of ICT sphere. The author concluded that the USA passed to satisfaction information services of the mass consumer while developing countries are in process of special condition for stable development of the information industry, and Russia is began production and realization of information services in a foreign market thru expansion on specific segments of information services market.

Key words: Information-communication technologies (ICT), innovations, R&D, innovative economy, new business models, US information policy, US information infrastructure.


Первое десятилетие XXI в. характеризуются высокими темпами распространения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), проникших практически во все сферы деятельности и ставших сегодня основной движущей силой инновационного и экономического развития. Мировой рынок информационных услуг быстро развивался, увеличивались объемы информационных услуг, совершенствовалась их номенклатура, изменился состав их производителей, происходили слияния и поглощения в информационной индустрии, усилилась роль глобальных информационных сетей в предоставлении информационных услуг.

США как главный производитель и потребитель различных информационных услуг постепенно начинают уступать своё место другим странам и по ряду позиций делить с ними пальму первенства. Глобальный финансово-экономический кризис внес коррективы в развитие мировой экономики и поставил перед развитыми странами задачу модернизации высокотехнологичных секторов их экономик. На мировой рынок информационных услуг стали проникать компании развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Эти процессы стали возможны благодаря демонополизации информационных ресурсов, каналов информационного обмена и изменениям в регулировании производства информационных услуг и их реализации на мировом и внутреннем рынках.

В сложившихся условиях американские корпорации сферы информационно-коммуникационных технологий вынуждены вкладывать значительные средства в инновации и, отвечая вызовам высокой конкуренции, ускорять трансформационные процессы, а также менять привычные бизнес-модели, которые не учитывают риски всё нарастающего темпа изменений в технологиях и непредсказуемых изменений рынка и выходом на него новых нетрадиционных игроков. Организации, внедряющие новые технологии, не обязательно являются членами традиционного сообщества ИКТ, а выступают в роли новаторов. Поэтому они могут и не играть по уже сложившимся правилам. В результате традиционные игроки и новые участники рынка вынуждены активно экспериментировать с различными бизнес-моделями, основанными на возможностях конвергенции или предоставлении непрофильных услуг2. В связи с возросшими рисками значительно повышается роль инновационной деятельности ИКТ-корпораций, что ведёт к повышению её конкурентоспособности и оказывает большое влияние на развитие глобального инновационного потенциала.

При оценке инновационного потенциала или уровня развития инновационной экономики выделяют такой количественный показатель, как  доля инновационных предприятий и инновационных продуктов в общем объёме производства или в структуре внешней торговли. Если рассматривать роль частных корпораций в развитии инновационной экономики, то она значительно выше вклада государства и его инвестиционных инновационных программ, которые не могут сравниться с корпоративными ни по объему затрат, ни по численности научных кадров, ни по количеству получаемых патентов, не говоря уже о потоке технических новинок в виде продуктов, процессов и услуг.

Таблица 1.

Доля затрат корпораций на НИОКР в общем объеме национальных НИОКР 2011-2012 гг., в процентах.

Страна Доля затрат корпораций на НИОКР в общем объеме национальных НИОКР, %
Япония 75
США 67*
Евросоюз 53
Китай 72
Россия 25

Составлено по: OECD, Main Science and Technology Indicators; Volume 2011/12. Key Figures. Paris, 2012, p.12;

* данные по США уточнены по: Statistical Abstract of the United States – 2012. Wash., 2012, p. 522.


По последним экспертным данным, в большинстве развитых стран, доля затрат корпораций на исследования и разработки в общем объеме национальных НИОКР превышает почти 66%, в то время как России этот показатель в два раза ниже.  Причина − в самих российских предприятиях: им не хватает потенциала для инновационной деятельности и освоения инноваций, их связи с государственными научными организациями и университетами недостаточно сильны, и, самое главное, легкий доступ к ресурсным рентам снижает стимул к инновационной деятельности.

В период 2009-2012 гг. наблюдается рост расходов крупного российского бизнеса на НИОКР. По данным Росстата и исследованиям Европейского Союза, масштабы отставания России в качестве и глубине инновационных процессов в докризисные годы в середине 2000-х весьма серьезны: доля инновационной продукции в выручке уступает лидерам более чем в три раза, а доля новой для рынка продукции − на порядок.

Таблица 2.

Показатели инновационной активности России и ЕС, в процентах.

Показатель Россия Группа инновационных лидеров
Доля работников, занятых в инновационно активных организациях 36 52
Доля выручки инновационно активных организаций в общей выручке 48 83
Доля высокотехнологичной продукции в экспорте промышленности, 2006 г. 9 20
Доля инновационной продукции в выручке, 2004 г. 5,5 16,1
Интенсивность затрат на технологические инновации 1,44 3,81

Источник: European Innovation Scoreboard 2009. Comparative Analysis of Innovation Performance – EIS, 2009.

Что касается общемировых тенденций инвестирования в инновации, то, по данным инвестиционного исследования Европейского Союза 2009 г.,3 общий объем корпоративных инвестиций в НИОКР, осуществленный крупнейшими 1400 компаниями мира, превысил 402 млрд. евро. Исследование также продемонстрировало, что интенсивность инвестиций в исследования и разработки сохраняется даже в кризисные периоды. Из обследованных 100 компаний почти половина (46 корпораций) увеличили объём расходов на  НИОКР, из них почти половина  (19 компаний) – более чем на 10%. 85% глобальных компаний относят инновации к исключительно важным факторам своей корпоративной стратегии экономического роста.

Согласно рейтингу Forbes крупнейших и наиболее влиятельных компаний мира в 2009 г. (в этом рейтинге оцениваются крупнейшие мировые компании из 62 стран мира с помощью интегрального показателя, основывающегося на среднеарифметическом четырёх показателей — выручке, чистой прибыли, активам и рыночной капитализации компаний. В рейтинге учитывались компании, чей объём продаж составляет как минимум 1 млрд. долл. США и акции доступны для инвесторов в США, а акционерный капитал составляет не менее 5 млрд. долл. США.)4, набольшее число крупных компаний падает на долю США – 515 корпораций, на долю Японии приходится 210 компаний, га долю Китая 113, на долю Канады – 62 компании и на долю Индии 56 компаний. По подсчетам экспертов, корпорации этого рейтинга обеспечили мировой экономике 10 млн рабочих мест, а их совокупный доход превысил объём ВВП любой страны мира, за исключением Китая и Японии, составив 4,2 трлн. долл. США. Верхние строчки рейтинга занимают такие американские корпорации ИКТ сферы – а именно: Apple, Google, AT&T, eBay, IBM. В 2009 г. объем глобального рынка ИКТ оценивался экспертами от 1,6–2,1 трлн. до более чем 3,5 трлн. долларов США

Таблица 3.

Характеристики крупнейших корпораций мира

Страна

Число компаний

Процент от общего числа

Изменение к 2008 г.

Крупнейшая компания, место в рейтинге

США

551

27,5%

47 ▼

General Electric (1)

Япония

288

14%

28 ▲

Toyota Motor (3)

Великобритания

102

5%

21 ▼

BP (5)

Китай

91

4,5%

21 ▲

ICBC (12)

Франция

72

3,6%

5 ▲

Total (11)

Германия

57

2,8%

2 ▼

Volkswagen Group (15)

Индия

47

2,3%

1 ▼

Reliance Industries (121)

Россия

28

1,4%

1 ▼

Газпром (13)

Источник: The Global 2000 - Forbes, 2009 −
http://www.forbes.com/lists/2009/18/global-09_The-Global-2000_Rank.html.


Финансовый кризис 2008—2009 гг. негативно отразился на многих американских компаниях, особенно на банках и страховых компаниях, серьёзно сдавшим свои позиции: в частности, американский «Ситигруп» из-за потерь на рынке ипотечного кредитования переместился с 1-го места в 2007 г. на 472-е в 2009 г. Также сильно пострадали ConocoPhillips, переместившись с 22 места в 2008 г. на 380 место, Time Warner − с 84 на 444, News Corp − с 152 на 522, Allstate − с 129 на 526, Valero Energy − с 144 на 546, American International Group − с 18 на 968, Prudential Financial − с 114 на 538. Кризис затронул корпоративные сектора целых стран; так, в рейтинге перестали присутствовать компании из Исландии. Отступление американских и британских корпораций сопровождалось наступлением фирм таких стран, как Китай, Бразилия, Южная Корея, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские ЭмиратыArial, sans-seriftext-indent: 1.25cm; margin-bottom: 0cm.

С 2003 г. число компаний из стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) увеличилось в списке на 145. Лидер среди развивающихся стран − Китай: число китайских A CLASS= Arial, sans-seriftext-indent: 1.25cm; margin-bottom: 0cm/FONTFONT FACE= корпораций в рейтинге выросло на 78 − до 91-й компании.

В совокупности в 2009 г. выручка всех 2000 компаний оценивалась в 32 трлн. долл. США, прибыль — в 1,6 трлн. долл. США, активы &‐ в 125 трлн. долл. США, и они имели рыночную стоимость в 20 трлн. долл. США

Рисунок 1. Глобальный рынок ИКТ в 2009 г.

В структуре глобального рынка ИКТ доминировали телекоммуникационные услуги, на долю которых приходилась примерно половина емкости рынка (47%), далее шли ИКТ-оборудование − 31% и ИКТ-услуги – 22%.

Таблица 4.

Пятнадцать крупнейших ИКТ-рынков в 2010 г.,(млрд долл. США).

Страна/рынок

Объем рынка,

млрд долл. США

Рост рынка,

в процентах

США

568

7

Япония

142

2

Китай

120

3

Германия

89

4

Великобритания

84

4

Франция

79

6

Канада

47

5

Австралия

43

1

Италия

41

2

Бразилия

32

5

Испания

30

2

Нидерланды

29

8

Индия

28

9

Южная Корея

23

-2

Мексика

21

3

Источник: составлено на основе Forrester Research: US And Global IT Market Outlook: Q2 2010, Forrester, 2010.


Для большинства развитых и развивающихся стран характерен дефицит внешней торговли ИКТ - в США в 2010 г. он составил 26%, в ЕЭС − 17%. Россия является лидером по размеру дефицита (20 млрд долл., или 85% внешнеторгового оборота), опережая по данному показателю другие крупные развивающиеся рынки, такие как Бразилия (58%), Турция (74%).

Среди крупных участников международной торговли ИКТ нетто-экспортерами являются: Корея (профицит внешнеторгового оборота ИКТ− 32%), Малайзия (20%), Япония (19%), Китай (18%). В ряде европейских стран экспорт ИКТ также превышает, либо, по крайней мере, компенсирует затраты на импорт.

Крупнейшим экспортером ИКТ в мире является Китай. Экспорт его продукции и услуг в области ИКТ составил в 2008 г. 360 млрд долл. США, превысив суммарный экспорт 15 стран ЕС и США.

Крупнейшими инновационными регионами в настоящее время являются США, Западная Европа и Япония. На них приходится 93% всех мировых корпоративных инвестиций в исследования и разработки. В число 50 крупнейших инновационных компаний мира входят 19 американских, 18 европейских и 12 японских корпораций. В последние годы к лидерам старается приблизиться ряд развивающихся (прежде всего, азиатских) стран: Китай, Индия, Южная Корея, Тайвань. Так, в 2010 г. в составленный Bloomberg Businessweek список «50 крупнейших инновационных компаний» вошли 11 компаний развивающихся рынков, в том числе 4 китайские корпорации (BYD, Haier Electronics, China Mobile, Lenovo), 3 южнокорейские (Hyundai Motor, Samsung Electronics, LG Electronics) и 2 индийские (Tata Group и Reliance Industries). Можно ожидать, что доля азиатских компаний в рейтинге инновационных компаний будет только расти.

По данным ООН, на развивающихся рынках работает порядка 21,5 тысяч транснациональных корпораций. Для них развивающиеся рынки − источник экономического роста и качественная база научно-технических талантов. Транснациональные корпорации ожидают, что около 70% мирового экономического роста в течение следующих нескольких лет будет, главным образом, обеспечено развивающимися рынками, причем их 40% придется на долю Индии и Китая.

Тенденцией последних лет повышения конкурентоспособности крупнейших транснациональных корпораций стал аутсорсинг исследований и разработок в развивающиеся страны. Например, General Electric, Cisco, Intel, Huawei, P&G, Nokia построили в рамках аутсорсинга крупные НИОКР-центры в индийском городе Бангалор. Для Microsoft НИОКР-центр в Пекине является крупнейшим после  американской штаб-квартиры в Редмонде. Наращивают штат специалистов в развивающихся странах и другие компании. Например, четверть всего штата сотрудников Accenture базируется в Индии.

График 1.

Расходы американских крупнейших корпораций в информационной сфере на НИОКР

Источник: данные компаний из ежегодного аналитического отчета Capital IQ5, 2009.


Феномен и всплеск экономического успеха стран БРИК в последнее время все больше затмевает славу традиционно высокоразвитых государств, таких, как, например, США. Бразилия в течение короткого времени стала одной из мощнейших авиастроительных держав, создав корпорацию Embraer. Китай превращается из поставщика продукции легкой промышленности в крупного мирового игрока на рынке высоких технологий. В этом же направлении активно развиваются Тайвань и Южная Корея.

Одним из факторов успешности транснациональных компаний на развивающихся рынках является их способность не только продавать, но и внедрять нововведения. Это возможно делать не столько через локализацию продуктов и услуг, сколько через развитие совершенно новых бизнес-моделей, поддерживающих распределенную систему ведения бизнеса. Полицентрическая модель инновационной политики, когда инновации рождаются не только в штаб-квартире корпорации, но и в других географических точках присутствия, в зависимости от корпоративной культуры и стратегии выхода на рынок, приобретает все большую популярность среди корпораций. Яркий пример передовых технологических американских транснациональных корпораций – Cisco6. По данным 2011 г. из регулярного рейтинга The Global Innovation 1000,7 Cisco входит в список 20 крупнейших инновационных компаний мира последние несколько лет. Корпорация работает в группе высокотехнологичных отраслей с самой высокой степенью интенсивности НИОКР, где соотношение затрат на исследования и разработки к объемам продаж превышает 5%. В 2005-2011 гг. Cisco ежегодно расходовала на НИОКР в среднем около 14% своей выручки. В 2010 г. общий объем ее инвестиций в НИОКР составил почти 5,3 млрд. долл. США, в том числе 300 млн. долл. США – на исследования и разработки в области информационной безопасности. Вклад же Cisco  в общий объем инвестиций в исследования и разработки в США составляет примерно 3%; корпорация имеет широкую сеть центров исследований и разработок по всему миру, которая насчитывает 1110 лабораторий и 12 тысяч исследователей и разработчиков. Среди ее крупнейших НИОКР-центров – центры в Бангалоре (Индия) и в Китае. 

Развитие американской информационной инфраструктуры как часть общей проблемы модернизации инфраструктурных отраслей. Исходя из анализа развития американской информационной инфраструктуры в рамках масштабного процесса модернизации инфраструктурных отраслей экономики США можно говорить о том, что в инвестиционном обеспечении их развития сложилось определённое «разделение труда», в рамках которого государство на всех его уровнях играет главную роль в развитии таких традиционных инфраструктурных отраслей, как транспорт и водоснабжение. В то же время, частный сектор выступает главным «локомотивом» развития энергетики и телекоммуникаций, причём в последнем случае это, безусловно, связано с бумом развития телекоммуникационной сферы в 1990-е гг., который превратил информационный сектор американской экономики, в широком смысле слова, в одну из её ведущих отраслей8.

Принцип «разделения труда» в инвестиционном обеспечении развития инфраструктурных отраслей является важным для понимания логики их дальнейшего развития, поскольку в настоящее время в США вопрос ставится о комплексном развитии всех инфраструктурных отраслей как обеспечивающих необходимые условия ускоренного экономического роста9. В докладе Экономического совета при президенте США за 2012 г. подчёркивалось: «Всё большее число экономистов приходит к выводу о том, что такие элементы экономической системы как человеческий капитал, капиталовложения, научные исследования и разработки, экономическая конкуренция, физическая инфраструктура и эффективная система управления являются неизменными факторами экономического роста». 10

Таким образом, на протяжении последней трети ХХ в. инвестиции в информационную инфраструктуру и ИКТ обеспечивали ежегодно не менее половины темпов роста производительности труда в частном (несельскохозяйственном) секторе американской экономики, а в конце ХХ в. они вышли на рекордный уровень – 75%. И даже резкое падение инвестиций в развитие информационной инфраструктуры и ИКТ, последовавшее после кризиса 2000–2001 гг. в информационном секторе американской экономики, привело к тому, что вклад информационной инфраструктуры и ИКТ в темпы роста производительности труда в частном (несельскохозяйственном) секторе по-прежнему составлял высокий уровень – 40%.

Необходимо подчеркнуть и другой принципиально важный аспект оценок ведущих американских экономистов относительно роли вклада информационной инфраструктуры и ИКТ в темпы экономического роста и роста производительности труда. В отличие от многих других инфраструктурных отраслей, широкая диффузия информационной инфраструктуры и ИКТ сопровождается появлением нематериальных форм капитала, которые в целом увеличивают размер вклада информационной инфраструктуры и ИКТ в темпы экономического роста и рост производительности труда. В частности, согласно расчётам С. Олинера, Д. Сайкеля и К. Штироха, в 2000– 2003 гг. размер ежегодных нематериальных инвестиций в экономику США составил более 1 трлн. долл., из которых 14% пришлось на долю компьютеризированной информации, а 13% – на долю торговой марки (бренда) фирм и корпораций11. В списке наиболее известных торговых марок такие американские корпорации, как «Майкрософт» (Microsoft), «Гугл» (Google), «Яху!» (Yahoo!) и ряд других, безусловно, занимают ведущие позиции именно благодаря информационной инфраструктуре, составной частью которой они и являются.

Вместе с тем, перепады в развитии информационного сектора экономики США, отчётливо проявившие себя на рубеже веков, являются следствием не только иррационального поведения рыночного механизма, который в конце ХХ в. породил хорошо известный спекулятивный «пузырь» на рынке телекоммуникационных технологий, но и недостатков и просчётов в регулирующем развитие информационной инфраструктуры законодательстве, принятом в США в середине 1990-х гг. и построенном вокруг доказавших свою ограниченную эффективность принципов рыночного саморегулирования.

Политика администрации Б.Обамы по стимулированию развития и распространения ИКТ. Пришедшая к власти в январе 2009 г. демократическая администрация Б. Обамы взяла курс на резкое увеличение расходов на оснащение федерального правительства новейшими видами ИКТ. Это произошло, несмотря на углубление финансово-экономического кризиса, который на протяжении первой половины 2009 г. испытывала американская экономика. В результате, в период с 2009 по 2012 фин. гг. расходы из федерального бюджета на внедрение ИКТ в деятельность федерального правительства увеличились более чем на 12% – с 71,2 млрд. долл. до 79,8 млрд. долл. Соответственно возросло и количество проектов, реализуемых в сфере оснащения министерств и ведомств федерального правительства ИКТ (примерно на 3 тысячи). Динамика финансирования федеральным правительством программ и проектов внедрения ИКТ в деятельность федеральных министерств и ведомств в период 2011-2013 фин.гг. отражена в таблице 5.

Таблица 5.

Финансирование федеральных программ в сфере информационных технологий в 2011–2013 фин.гг., млрд. долл. США

Фин. годы

2011

2012

2013 (оценка)

Все расходы на ИКТ в сфере обороны

35,4

38,6

37,2

Все расходы на ИКТ в гражданской сфере

41,1

41,2

41,7

Все расходы на ИКТ

76,5

79,8

78,9

Источник: Fiscal Year 2013. Analytical Perspectives. Budget of the U. S. Government. Wash., 2012, p. 348.


О приоритетном характере внедрения информационных проектов в деятельность федерального правительства можно судить на основании того факта, что уже на первых порах своей деятельности президент Б. Обама ввел должность Главного информационного координатора (Federal Chief Information Officer), своего рода «информационного царя» администрации, который занял пост заместителя директора Административно-бюджетного управления (АБУ) при президенте США. На деятельность соответствующего подразделения АБУ в 2012 и 2013 фин.гг. администрацией Б. Обамы было выделено 8 млн. долл., или почти 10% от всего бюджета АБУ.

В настоящее время администрация исходит из того, что одним из главных направлений вложений в информационную инфраструктуру является расширение сети широкополосного Интернета как «основы для экономических инноваций и научно-технического прогресса»; администрация тратит не менее 7 млрд. долл. ежегодно на развитие широкополосного Интернета по линии Министерств сельского хозяйства и торговли12. На современном этапе развития американской экономики главной сферой диффузии широкополосного Интернета являются сельскохозяйственные районы США и американская «глубинка».

Большое внимание в информационной политике федерального правительства уделяется при администрации Б. Обамы вопросам повышения безопасности киберпространства. Угрозы подобного рода считаются одной из наиболее острых с точки зрения обеспечения национальной и экономической безопасности США. В этом плане показательно, что в течение ближайших трёх лет Министерство внутренней безопасности США наймёт примерно 1000 высококвалифицированных специалистов по кибербезопасности для обеспечения безопасности информационных систем и информационной инфраструктуры федерального правительства.13

Однако было бы неверно упустить следующий момент, связанный с обратным влиянием инноваций на темпы экономического роста. Помимо требований к темпам роста, инновации формируют и возможности осуществления этих темпов. Такие возможности распределяются по двум каналам: инвестиционному и технологическому. Первый связан с получением за счет внедрения инновации большего дохода, больших прибылей и, в конечном счете, большей величины инвестиций в производство. Экономия на издержках и получение более высокой нормы прибыли составляют глубинный смысл любой инновации. Соответственно ее реализация создает дополнительные финансовые возможности компании для дальнейшего расширения своей деятельности, что и ускоряет экономический рост. Второй канал связан с ростом эффективности производства в результате внедрения технологических и управленческих инноваций. Рост же эффективности при прочих равных условиях позволяет при тех же издержках осуществлять производство в больших масштабах. Следовательно, инновация создает еще и технологические условия для расширения деятельности фирмы. Таким образом, реализация инноваций не только требует более высоких темпов экономического роста, но и создает условия для их достижения. Однако было бы неверно упустить следующий момент, связанный с обратным влиянием инноваций на темпы экономического роста. Помимо требований к темпам роста, инновации формируют и возможности осуществления этих темпов. Такие возможности распределяются по двум каналам: инвестиционному и технологическому. Первый связан с получением за счет внедрения инновации большего дохода, больших прибылей и, в конечном счете, большей величины инвестиций в производство. Экономия на издержках и получение более высокой нормы прибыли составляют глубинный смысл любой инновации. Соответственно ее реализация создает дополнительные финансовые возможности компании для дальнейшего расширения своей деятельности, что и ускоряет экономический рост. ВторойБольшое внимание в информационной политике федерального правительства уделяется при администрации Б. Обамы вопросам повышения безопасности киберпространства. Угрозы подобного рода считаются одной из наиболее острых с точки зрения обеспечения национальной и экономической безопасности США. В этом плане показательно, что в течение ближайших трёх лет Министерство внутренней безопасности США наймёт примерно 1000 высококвалифицированных специалистов по кибербезопасности для обеспечения безопасности информационных систем и информационной инфраструктуры федерального правительства. канал связан с ростом эффективности производства в результате внедрения технологических и управленческих инноваций. Рост же эффективности при прочих равных условиях позволяет при тех же издержках осуществлять производство в больших масштабах. Следовательно, инновация создает еще и технологические условия для расширения деятельности фирмы. Таким образом, реализация инноваций не только требует более высоких темпов экономического роста, но и создает условия для их достижения.

Распространение ИКТ характеризуется всепроникающей тенденцией и высокой скоростью внедрения во все сектора – в промышленность, сферу услуг, государственное управление, образование и т.п. Оказывают они воздействие и на обыденную жизнь людей. В связи с таким масштабным воздействием можно было бы ожидать высоких темпов экономического роста. Однако на самом деле воздействие ИКТ зависит от их социальной приемлемости, от тех структурных и институциональных изменений, которые должны быть сделаны для полной реализации потенциала ИКТ: реорганизации бизнеса, переосмысления взаимоотношений государства и частного сектора, нового вида организации работы, новых механизмов регулирования. Однако эти и другие институциональные преобразования значительно отстают от темпов научно-технического прогресса»14.

Таким образом, все большее распространение ИКТ посредством Интернета и локальных сетей во все большие сферы нашей жизни, сектора экономики и бизнес-процессы, улучшая их качество и придавая им динамичность, увеличивает их вклад в экономику, производя и все большие структурные сдвиги в экономике15.

Роль информационной инфраструктуры и диффузии инноваций ИКТ. Широкое применение информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) в современных условиях и на и перспективу сохраняет роль важнейшего фактора экономического роста и социального развития. Монолитная группа технически взаимосвязанных инновационных отраслей, непрерывно генерирующих новые технологические возможности, уверенно заняла позиции ключевого сегмента хозяйства и, в конечном счете, ядра формирующегося информационного общества. Феномен воздействия диффузии ИКТ на экономику происходит одновременно по двум направлениям. Во-первых, путем демонстрации  собственного успешного развития (по масштабам, рентабельности, востребованности и взрывному потенциалу предложения новых услуг т.д.). Во-вторых, по генерации так называемого индуцированного эффекта, − глубокой диффузией в ткань хозяйственной деятельности, повышением эффективности агентов старой и новой экономики.

О востребованности ИКТ-технологий свидетельствуют  растущие мировые расходы на эти цели. Так, за пять лет с 2006-2011 гг., по оценке специалистов консорциума WISTA, они выросли на 11%. Глобальный спрос на продукцию комплекса в 2007 г. достиг $ 3,4 млрд. Рекордный его рост после кризиса 2001г. наблюдался в 2004г. (12,3 %) . 2008 год, как и 2007г., показывает стабилизацию темпов на уровне 10,3%, а в ближайшей перспективе &‐ до 2015 г., − по оценкам WISTA следует ожидать постепенного замедления роста до 5,6%, а затем - стабилизацию на уровне 9% до 2020г. и небольшое снижение на 2 процентных пункта к 2030гг. Возможен и более оптимистичный вариант развития, согласно которому диффузия ИКТ–технологий сохранит 11%-ный рост до конца рассматриваемого периода. Стагнационный сценарий развития вряд ли возможен, так как данному комплексу отведена роль приоритетного  фактора  оздоровления и роста эффективности национальных экономик. Опыт показывает, что ухудшение экономического климата никогда не сдерживало деловую активность в сфере телекоммуникаций, а только замедляло их техническое развитие. Кроме того, постоянно растет и предложение на рынке ИКТ.

График 2.

Фактическая динамика и среднесрочный рост затрат на ИКТ (темпы роста в %)

Источник: WITSA Report. The Digital Planet 2010. Executive Summary. р. 17. – http://www.witsa.org.


Можно сформулировать несколько принципиальных особенностей и тенденций развития инновационных процессов в современной экономике:

1. Инновации не являются прерогативой исключительно наукоемких секторов экономики. Инновационная активность важна и осуществляется сегодня во всех отраслях промышленности, сферы услуг и государственного сектора экономики, включая органы государственного управления.

2. Линейная модель инновационного процесса (от фундаментальных исследований к коммерческой реализации) неверна. Современное понимание инноваций исходит из интерактивной и системной модели инновационных процессов, в которой ключевую роль играют инновационные системы (региональные, национальные и международные), в рамках которых создается, распространяется и используется новое научное и технологическое знание и осуществляется поддержка инновационных процессов.

3. Скорость инноваций возрастает, и их стимулирование является важным для обеспечения конкурентоспособности.

4. Инновационные процессы становятся все более глобальными.

5. Опираясь на широкий спектр технологий, предприятия все чаще вынуждены получать новые знания извне. Растет число технологических альянсов, соглашений с научными организациями, сетей и кластеров инновационно активных предприятий.

При этом снижение административных барьеров, формирование конкурентных рынков, хорошо развитая финансовая система и т.п. не менее важны для экономического роста, чем вложения в ИКТ, образование и НИОКР.

Таким образом, США сосредоточены на конкуренции и свободной рыночной экономике. Для американской модели характерна децентрализация. Рынок сам создает условия для роста, «выбирает» компании, которые в итоге добьются большого успеха, а правительство не касается этих процессов. И в этом ключе выражена роль американских транснациональных компаний. У стран БРИК своя специфика, но государственный контроль в экономике – это то, что их объединяет. Государство вкладывает средства в необходимые разработки и исследования. Осуществляется промышленная политика, нацеленная на улучшение микроэкономических показателей. Однако финансовый успех предприятия ожидаем и после приватизации и выхода в пространство свободной конкуренции.

И область ИКТ, и инновационные направления бизнеса нужно развивать, опираясь на американский опыт, а стратегически важные для страны отрасли национальной безопасности, как, например, оборонная, энергетическая, нужно контролировать, регулируя уровень внешних инвестиций.

Глобализация оказывает все большее давление и на развитие инноваций, на конкуренцию между ними как на национальном, так и на международном уровнях. Глобальная конкуренция вызывает значительное сокращение жизненного цикла товара, в то время как растущая технологическая интеграция способствует удорожанию инноваций и повышению их рискованности. Именно поэтому транснациональные компании начали выносить наукоемкие функции на международный уровень. Одновременно с этим инновационные процессы в компаниях становятся все более открытыми при более активном сотрудничестве с иностранными партнерами – поставщиками, клиентами, университетами и т. д. Бизнесу приходится открывать инновационные процессы и использовать внешний мир для усиления собственного инновационного потенциала.

Развивающиеся рынки стали не только источником дешевой рабочей силы, но и родиной прорывных инноваций, которые потом экспортируются на Запад, так американские корпорации способствовали диффузии инноваций и ИКТ. Это, в свою очередь, кардинально изменило структуру инновационных потоков: центр этого процесса переместился с Запада на Восток.


1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта 11-02-00656 «Анализ рисков инновационной деятельности и их факторов».

2 Так в ряде случаев предоставление услуг голосовой связи является видом деятельности, дополнительным к основному направлению бизнеса нового участника рынка. Например, звуковая версия Yahoo! мгновенной передачи сообщений не является основным видом деятельности данной компании. А передача голоса по протоколу Интернет (VoIP) разрушает традиционную бизнес- модель голосовой телефонной связи, в которой сеть и услуги голосовой связи принадлежат и эксплуатируются одной и той же компанией. Например, компания «Гугл» ввела свою услугу Google Voice, просто предлагая приложение, которое дает пользователям один телефонный номер для всех их телефонов, что обеспечивает бесплатную междугородную связь на территории США и более низкие тарифы на международные вызовы. При этом сама компания, выйдя на рынок телефонии, является на нём нетрадиционном игроком и не осуществляет аренду или выкупа во владение любых существующих линий связи.

3 The EU Industrial R&D Investment Scoreboards 2010 - Directorates General of the European Commission, 2010. http://iri.jrc.ec.europa.eu/research/docs/2010/SB2010_final_report.pdf.

4 Forbes: 2000 крупнейших публичных компаний мира – «Форбс», 21 апреля 2011. http://www.forbes.ru/ekonomika/kompanii/66990-forbes-2000-krupneishih-publichnyh-kompanii-mira.

5 Capital IQ − американская компания (является подразделением Standard & Poor's и частью McGraw-Hill Companies) специализируется на составлении аналитических исследований для инвестиционных компаний и банков по всему миру.

6 Американская компания Cisco Systems была основана в 1984 г. двумя учеными-компьютерщиками из Стэнфордского уинверситета. Сегодня Cisco является признанным лидером мировой индустрии в таких сегментах, как маршрутизация, коммутация, унифицированные коммуникации, беспроводная связь и информационная безопасность. Cisco стала инициатором многих исторических перемен в сфере технологий, сыграв роль катализатора перехода всей отрасли на ИКТ-технологии.

7 The 2011 Global Innovation 1000: Why Culture Is Key - Booz & Company’s Annual Study, 2011. http://www.booz.com/media/uploads/BoozCo-Global-Innovation-1000-2011-Culture-Key.pdf.).

8 Никитенкова М.А. Развитие американской информационной инфраструктуры в рамках решения общей проблемы модернизации инфраструктурных отраслей: опыт США // Россия в мировой экономике и международных отношениях. М., 2009. с. 184–193.

9 Никитенкова М.А. Влияние развития информационно-коммуникационных технологий на формирование инфраструктуры инновационной экономики.//«Россия и Америка в ХХI веке», 1, 2010

10 Economic Report of the President − 2012. Wash., 2012, p. 238.

11 Oliner S., Sichel D. and Stiroh K. Explaining a Productive Decade. Finance and Economics Discussion Series. Divisions of Research & Statistics and Monetary Affairs. Federal Reserve Board, Washington, D.C. 1, 2008, p. 17.

12 Budget of the U. S. Government. Fiscal Year 2011. Analytical Perspectives. Wash., 2010, p. 325.

13 Ibid., p.326.

14 Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999.

15 Roberts S. Measuring the impacts of ICT using official statistics. Paris, OECD, 2007, p. 142.




Назад
Наш партнёр:
Copyright © 2006-2016 интернет-издание 'Россия-Америка в XXI веке'. Все права защищены.