Россия и Америка в XXI веке
Россия и Америка в XXI веке На главную Написать письмо О журнале Свежий выпуск Архив Контакты Поиск
Подписаться на рассылку наших анонсов

E-mail:
№1, 2012
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ США СО СТРАНАМИ АСЕАН В ПЕРВОМ ДЕСЯТИЛЕТИИ XXI ВЕКА
 
А.В. Усольцев, соискатель
К.О. Чудинова, аспирантка
Институт США и Канады РАН
 
Аннотация. АСЕАН, рассматриваемая как единое целое, продолжает оставаться одним из крупнейших торговых партнеров США и важнейшим реципиентом американских инвестиций. Американские ТНК играют значимую роль в экономиках стран АСЕАН. В то же время перспектива заключения ССТ США-АСЕАН остается маловероятной.

Ключевые слова: США, АСЕАН, торговое взаимодействие, прямые иностранные инвестиции, ТНК, соглашение о свободной торговле (ССТ).
 
Trade and Economic Cooperation between the US and ASEAN in the First Decade of the 21st Century
 
Alexander Usoltsev,
PhD student
,
Institute for the U.S. and Canadian Studies, Russian Academy of Sciences
 
Ksenia Chudinova,
PhD student
,
Institute for the U.S. and Canadian Studies, Russian Academy of Sciences
 
 
Annotation. ASEAN, if considered as one entity, remains one of the US largest trading partners and the leading destination for American investment. American TNC are rather important for ASEAN members. But the possibility of signing the US-ASEAN free trade agreement is quite remote.

Keywords: USA, ASEAN, trade cooperation, foreign direct investment, TNC, Free Trade Agreement (FTA)
 
Торгово-экономическое взаимодействие США со странами АСЕАН в начале XXI века характеризуется в целом устойчивостью экономических связей и тенденцией к постепенному углублению экономической интеграции. В 2010г. страны АСЕАН (в совокупности) были четвертым торговым партнером США[1]. Экономические отношения США – АСЕАН приобретают особую важность в контексте обострения соперничества между ведущими державами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), связанного во многом с усилением позиций Китая.

Создание производственной базы в странах АСЕАН. Трехсторонняя модель
взаимодействия: США – АСЕАН – Япония
Особенности экономического развития стран Восточной Азии в целом и стран АСЕАН в частности во многом обусловлены экономическим взаимодействием с США и Японией. Трехсторонняя модель экономического развития региона остается преобладающей. Япония долгое время была региональным лидером, благодаря деятельности японских ТНК в странах ВА, в том числе, в странах АСЕАН, была создана сеть филиалов, служившая своего рода платформой для производства продукции на экспорт в Северную Америку, в Европу и внутри региона. Япония, пользуясь своей производственной базой в странах Восточной Азии, в частности, в странах АСЕАН, созданной в ходе процесса, который некоторые исследователи даже называли «регионализацией экономики Японии»[2], производит товары на экспорт – в основном, в США, – а полученные средства предоставляют ей и странам ВА возможность экономического роста.
Самый массированный поток японских инвестиций датируется обычно серединой и концом 1980-х гг. В структуре инвестиций росла доля электроники, автомобильной и мануфактурной промышленности. Тогда же началась постепенная передислокация японских инвестиций из НИС-4 (Южная Корея, Тайвань, Гонконг и Сингапур) в страны АСЕАН-4 (Таиланд, Малайзия, Филиппины и Индонезия), что было обусловлено ростом издержек на оплату труда работников в НИС и ростом торговых барьеров для экспорта продукции японских ТНК из НИС в третьи страны.
Потоки японских ПИИ позволили странам региона постепенно овладеть уже отработанными в Японии технологиями. После первого потока японских инвестиций в НИС-4 в 1970-е гг. Южная Корея превзошла Японию, став одним из мировых лидеров индустрии кораблестроения, а после инвестирования в страны АСЕАН в 1980-е гг. Малайзия стала одним из крупнейших экспортеров электроники[3].
В то же время, несмотря на огромную роль, которую японские компании играют для целых секторов экономик стран региона, остается актуальной трехсторонняя модель торгового взаимодействия Японии, стран ВА и США. Хотя странам ВА и удалось несколько уменьшить зависимость своего экспорта от американского рынка, от четверти до трети экспорта промышленных товаров всех стран ВА по-прежнему приходится на США, и только 4-16 % – на Японию. Это позволяет предположить, что Япония скорее выступает в роли поставщика высокотехнологичных товаров, чем рынка сбыта для промышленной продукции, и что именно огромные возможности рынка США являются источником роста для экспорто ориентированных экономик стран ВА.

Двусторонняя торговля: США – страны АСЕАН
Юго-Восточная Азия, рассматриваемая как единое целое, продолжает оставаться одним из крупнейших торговых партнеров США, что относится в большей мере к торговле товарами. За последние 20 лет объем двусторонней торговли товарами троекратно возрос, с 45,9 млрд. долларов в 1990 г. до 176 млрд. в 2010 г. За тот же период объем внешней торговли США также увеличился в три раза, с 889 млрд. долларов до 3,12 трлн. долларов. Таким образом, доля американской торговли со странами АСЕАН стабильно составляет около 5% от всей внешней торговли США[4].
В 1990 г. американский экспорт товаров в страны ЮВА составлял 18,8 млрд. долл., в 2010 г. – 70,4 млрд. долл. В 2009 г. наблюдалось сокращение американского экспорта с 66,9 млрд. долл. в 2008 г. до 53,8 млрд. долл., но, как видно, уже в 2010 г. его объемы вернулись к докризисным значениям[5]. Росту американского экспорта также способствовал снизившийся курс доллара. Импорт товаров из стран АСЕАН в США в 2010 г. составил 107,8 млрд. долл., на 17% больше, чем в 2009 г.[6] Это свидетельствует о постепенном возвращении тенденции к увеличению степени двустороннего взаимодействия, прерванной мировым финансовым кризисом.
Основными торговыми партнерами США среди стран АСЕАН остаются Сингапур, Малайзия, Таиланд, Индонезия, Филиппины и Вьетнам.
Почти половину американского экспорта в АСЕАН в 2010 г. составляли две категории – электроника и транспортное оборудование. Электронные изделия были представлены преимущественно полупроводниками, а транспортное оборудование – продукцией самолетостроения. Также США экспортировали продукцию химической промышленности, сельскохозяйственную продукцию и машиностроительную продукцию – традиционные статьи американского экспорта в страны АСЕАН[7]. Таким образом, Америка экспортирует в АСЕАН высокоценные продукты, в производстве которых у нее либо имеется сравнительное преимущество, либо они не могут быть произведены в регионе. Сингапур (29,1 млрд. долл.), Малайзия (14 млрд. долл.), Таиланд (9 млрд. долл.) и Филиппины (7 млрд. долл.) были основными направлениями американского экспорта среди стран АСЕАН в 2010 г.[8]
Основным направлениемамериканского экспорта товаров в АСЕАН был и остается рынок Сингапура. Его объем вырос с 8,02 млрд. долл. в 1990 г. до 29,1 млрд. долл. в 2010 г. Экспорт США в Малайзию и Вьетнам за тот же период вырос четырехкратно – с 3,4 млрд. долл. в 1990 г. до 14 млрд. долл. в 2010 г., и с 252,3 млн. долл. в 1990 г. до 1,19 млрд. долл. в 2010 г. соответственно[9]. Экспорт в Таиланд в 2010 г. составил 9 млрд. долл., в Филиппины – 7,4 млрд., в Индонезию – 6,9 млрд. [10]
Необходимо отметить, что существует точка зрения, согласно которой АСЕАН является лишь звеном в цепочке американской торговли электронной продукцией. Последняя в 2010 г. составляла 39% от американского экспорта в АСЕАН и 29% от американского импорта из АСЕАН. США при этом экспортировали в АСЕАН, а именно в Малайзию, Сингапур, Филиппины и Таиланд, значительный объем незавершенных товаров – полупроводников и интегральных микросхем, импортируя при этом целый спектр готовых электронных изделий, включая полупроводники, компьютеры, телекоммуникационное оборудование и бытовые электронные приборы. Это позволяет предположить, что страны АСЕАН не являются конечным рынком сбыта американских товаров, и что часть этих товаров реэкспортируется обратно в США[11].
Электронная продукция и текстиль/одежда составляли большую часть американского импорта из АСЕАН в 2010 г. Основными категориями электронной продукции были компьютеры, периферийное оборудование и детали. Это единственная группа импортируемых из АСЕАН товаров, стоимостной объем которой постепенно снижается – с 26 млрд. долл. в 2006 до 16 млрд. долл. в 2010 г. Это сокращение совпадает с увеличением американского импорта данной продукции из Китая, с 47 млрд. долл. в 2006 г. до 68 млрд. долл. в 2010 г., что дает основания предполагать, что производители компьютеров переносят производство из стран АСЕАН в Китай[12].
Многие исследователи считают, что производство бытовой техники, компьютеров, телекоммуникационного оборудования и других товаров, относящихся к электрооборудованию и машиностроению, стало процессом, в котором участвует несколько стран, причем детали и составные части транспортируются из страны в страну, чтобы в итоге подвергнуться окончательной сборке в разных конкурирующих экономиках. Большая часть промежуточных товаров, которыми страны АСЕАН торгуют между собой, в конечном счете, попадает в Китай, где и осуществляется сборка готовой продукции.
Таким образом, формально считающаяся внутрирегиональной торговля стран ЮВА между собой на деле играет определенную роль в увеличении дефицита торгового баланса США с Китаем. В результате страны АСЕАН заинтересованы в стабильных отношениях США с КНР. Необходимо также принимать в расчет, что действия, направленные на сокращение китайского экспорта в США, приведут к переносу предприятий, занимающихся окончательной сборкой, обратно в страны АСЕАН[13].
Одежда составляет большую часть американского импорта текстиля/одежды из АСЕАН. За последние пять лет его общий объем ежегодно доходит до 15-17 млрд. долл. Другие основные категории импорта включают продукцию химической промышленности (11 млрд. долл. в 2010 г.) и сельскохозяйственную продукцию (также 11 млрд. долл.). Иными словами, АСЕАН экспортирует в США товары, в производстве которых обладает преимуществом (одежда) или товары, производимые на предприятиях, являющихся частью производственной цепочки[14].
К примеру, основными категориями американского экспорта в Малайзию в 2010 г. были: полупроводники, продукция авиастроения, компьютерные комплектующие, сельскохозяйственная продукция, продукция машиностроения, электрооборудование, продукция химической промышленности, сталь и сплавы, измерительные приборы и телекоммуникационное оборудование[15].
Главными статьями американского импорта из Малайзии были: компьютерные комплектующие, телекоммуникационное оборудование, полупроводники и сопутствующие устройства, хозяйственные товары, сельскохозяйственная продукция, научное и медицинское оборудование, бытовая техника, компьютеры, электрооборудование. Американский реимпорт из Малайзии составил в 2010 г. 433 млн. долл.[16].
Объем американского импорта товаров из стран АСЕАН рос даже более быстрыми темпами, чем экспорт. Импорт из Малайзии увеличился почти пятикратно, в 2010 г. составив 25,9 млрд. долл. в 2010 г., в результате чего Малайзия заняла место Сингапура (17,5 млрд. долл. в 2010 г.) и Таиланда (22,7 млрд. долл.) в качестве основного источника американского импорта в ЮВА, опередив также Индонезию (16,5 млрд. долл.). Объем импорта из Вьетнама увеличился в 80 раз – с 199 млн. долл. в 1995 г. до 14,9 млрд. долл. в 2010 г., позволив ему занять пятое место в ряду стран АСЕАН, экспортирующих товары в Америку – после Малайзии, Таиланда, Сингапура и Индонезии[17].
За последние десять лет дефицит торгового баланса США со странами АСЕАН оставался примерно на одном уровне – в 2000 г. он составлял 44 млрд. долл., в 2010 – 43 млрд. долл., никогда не опускаясь ниже 35 млрд. долл. и не поднимаясь выше 59 млрд.[18] Наиболее заметным изменением стало превращение дефицита торгового баланса США с Сингапуром, составлявшим в 1990 г. 1,8 млрд. долл., в профицит, равный 11,7 млрд. долл. С другими странами ситуация обстоит прямо противоположным образом. Отрицательное сальдо торгового баланса Камбоджи с США (21,8 млн. долл. в 1995 г.) превратилось в положительное (2,1 млрд. долл. в 2010г.). Вьетнам увеличил свой профицит торгового баланса со Штатами с почти 200 млн. долл. в 1995 г. до 13,7 млрд. долл. в 2010 г.[19] Это произошло в многом благодаря быстрому росту его экономики. Дефицит в торговле США с Таиландом составил 13,7 млрд. долл., с Малайзией – 11,8 млрд., с Индонезией – 9,5 млрд. долл.[20]
Двусторонняя торговля услугами между США с одной стороны, и Сингапуром, Индонезией, Малайзией, Таиландом и Филиппинами с другой, в 2009 г. составляла 25 млрд. долл., из них 15,9 млрд. приходилось на экспорт США, а 15,9 млрд. – на импорт[21].

Отношения США с Сингапуром
Сингапур является одним из главных партнеров Америки в ЮВА и поддерживает курс на возрастание степени взаимозависимости между США и странами региона. Краеугольным камнем внешней политики Сингапура является поддержание тесных отношений и с Китаем, и с США.
Двусторонние отношения США с Сингапуром характеризуются тесной интеграцией в экономической сфере. Сингапур был первой азиатской страной, заключившей с США соглашение о свободной торговле (ССТ). ССТ между США и Сингапуром вступило в силу 1?го января 2004 г. Для Сингапура это соглашение было частью стратегии по заключению ССТ со своими партнерами – странами Тихоокеанского бассейна, его целью являлось сохранение своей привлекательности для ТНК в качестве центра их региональных операций. Другой целью было включить в ССТ с Америкой такие вопросы, как электронная коммерция, развитие человеческого потенциала, регулирование и инвестиции, чтобы ускорить таким образом внутренние экономические реформы и стать образцом для других стран АСЕАН в их стремлении к либерализации своих внутренних рынков. США также (хотя и не сразу) увидели в этом соглашении возможность добиться принятий определенных условий, что могло послужить прецедентом для последующих ССТ. По их настоянию были включены такие требования, как открытость информации о финансовых услугах, прозрачность системы регулирования, электронная коммерция и защита прав на интеллектуальную собственность. Новые процедуры были приняты для защиты прав трудящихся и окружающей среды, что было упомянуто в самом тексте документа.
В связи с заинтересованностью Сингапура в поддержании своего статуса центрального транспортного узла региона, а также сообразуясь с интересами американских ТНК, в соглашение включили инициативу по сокращению объема необходимой документации для импортеров, а также по снижению затрат на обработку данных по определенным высокотехнологичным продуктам.
С момента вступления ССТ в силу, американский экспорт в Сингапур увеличился на 73%[22]. В 2010 г. Сингапур был 13-м по объему торговли товарами (46,6 млрд. долл.) партнером Соединенных Штатов[23].
По официальным данным США, основными категориями американского экспорта в Сингапур в 2010 г. были: продукция авиационной промышленности, полупроводники, жидкое топливо и нефтепродукты, продукты химической промышленности, продукция машиностроения, измерительные приборы, компьютерные комплектующие, пластмассы, оборудование для нефтедобывающей промышленности, двигатели, телекоммуникационное оборудование, медицинское оборудование[24].
В 2010 г. США импортировали из Сингапура преимущественно компьютерные комплектующие, медикаменты, полупроводники и сопутствующие устройства, продукцию химической промышленности, научное и медицинское оборудование, телекоммуникационное оборудование, продукцию машиностроения, электрооборудование. Также одной из основных статей импорта (на сумму более 1 млрд. долл.) были товары, реимпортируемые в США[25]. Видно, что в структуре американского импорта из Сингапура основные категории составляют продукты обрабатывающей промышленности, что напрямую связано с огромной ролью, которую играют в его экономике американские ТНК[26].
Двусторонние инвестиции
Можно отметить тенденцию к восстановлению после кризиса и объемов инвестиций. В то время как общий объем ПИИ стран АСЕАН в США сократился в 2009 г. на 18%, с 26,6 млрд. долл. в 2008 г. до 21,7 млрд. в 2009 г., в 2010 г. он увеличился на 1 млрд., составив 22,7 млрд. долл. При этом в 2000 г. этот объем составлял всего 5,6 млрд. долл., то есть за последние десять лет наблюдалось его четырехкратное увеличение. Сингапурские компании, на которые и приходится основная часть потока прямых инвестиций из стран ЮВА в США, в 2009 г. контролировали активы на сумму более 34 млрд. долл., обеспечивали рабочие места для почти 30 тысяч американцев, и произвели товаров на экспорт из США на сумму 524 млн. долл.
Страны АСЕАН сохраняют свои позиции в качестве основного реципиента американских ПИИ в АТР, опережая Австралию, Японию и Китай. Согласно данным американского Бюро экономического анализа, из 611 млрд. ПИИ, вложенных американскими инвесторами в страны АТР в 2010 г., на АСЕАН приходилось, в конечном счете, более четверти. Общий объем американских ПИИ в странах АСЕАН возрос до 157 млрд. долл. (по другим данным – 155 млрд.) в 2010г., показав увеличение на 17,5 % (23,4 млрд. долл.) по сравнению с предыдущим годом[27].
Сингапур и Малайзия являются источниками почти всех потоков ПИИ из стран АСЕАН в США. В 2010 г. эти два государства обеспечивали 97,8 % ПИИ из стран АСЕАН в США – на Сингапур приходилось 21,8 млрд., на Малайзию – 362 млн. долл. То же относится и к американским инвестициям в страны ЮВА. Более двух третей американских ПИИ, 106 млрд. долларов, приходилось в 2010 г. на Сингапур. Вместе с ним Индонезия (15, 5 млрд. долл.), Малайзия (16 млрд.) и Таиланд (12, 7 млрд.) были адресатами более 95% американских ПИИ в страны АСЕАН в 2010г.

Американские ТНК в странах АСЕАН
В 2008 г. суммарный показатель объема продаж товаров и услуг американских ТНК в мире составил 1,5029 трлн. долл. (головных предприятий – 950,9 млрд. долл. и дочерних компаний – 552,0млрд. долл.). При этом объем совокупных зарубежных продаж 27американских ТНК был равен 720,8 млрд. долл., а всех ста крупнейших мировых ТНК – 2,4 трлн. долл.[28] В 2009 г. в развитые страны ТНК США направили до 70% своих ПИИ, остальные средства – в развивающиеся страны и в страны с переходной экономикой[29].
Набирает силу относительно новая тенденция концентрации деятельности американских транснациональных корпораций на основе интеллектуальной составляющей продукта, проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, маркетинга.
Основной чертой стратегии американских компаний в 1990-х гг. – в первом десятилетии XXI века продолжает оставаться их выраженная направленность на дальнейшее укрепление на традиционных для себя рынках (Европа, Канада, Япония). Принимая во внимание тот факт, что американский частный капитал направляется в основном  в развитые страны, можно сделать вывод о стратегических целях развития американских ТНК, предпочитающих структурно  сформировавшиеся, емкие рынки.
По данным американской статистики, начиная со второй половины 1990-х гг.  более половины всего объема  продаж товаров и чуть менее половины объема продаж услуг  приходилось на местные рынки, где отделения этих ТНК вели свою финансово-хозяйственную деятельность. При этом объемы продаж  зарубежных филиалов американских ТНК  растут быстрее  прямого экспорта из США и составляют порядка 6-7% в год. Эксперты отмечают в эти годы наиболее динамичный  рост объема продаж  на азиатских рынках. Так, доля внутренних продаж филиалов  американских ТНК выросла более чем на 20% и к началу 2000-х гг. превысила 60%[30].
В Азиатско-Тихоокеанском регионе интенсивные экономические отношения  Соединенные Штаты Америки в первом десятилетии ХХI века продолжат развивать с Индонезией, Малайзией, Сингапуром, Таиландом и Филиппинами. Более «умеренные» связи у США – с Брунеем, Вьетнамом, Камбоджей, Лаосом, «слабые» отношения – с Мьянмой.
Значительная активность американских ТНК в странах АСЕАН главным образом сосредоточена на «пятерке» государств Ассоциации – Индонезии, Малайзии, Сингапуре, Таиланде и на Филиппинах. В целом она вписывается в стандартные схемы приложения капитала США в государствах с развивающейся экономикой, где можно получить наибольшую прибыль.
В странах «пятерки» сосредоточены значительные средства американских дочерних филиалов ТНК. Так, на конец 2008 г. Капитал США, размещенный в Индонезии, Малайзии, Сингапуре, Таиланде и на Филиппинах был равен 435782 млн. долл., что составило около 8% от мирового размещения капитала США.
 
Таблица 1
Американские ТНК в «пятерке» стран АСЕАН
Страна
Средства ТНК
(млн. долл. США)
Объем продаж
(млн. долл. США)
Прибыль
ТНК (млн. долл. США)
Кол-во
занятых
(тыс. чел)
Экспорт из США
(млн. долл. США)
Импорт продукции филиалов в США
(млн. долл. США)
Индонезия
58 764
27 352
13 095
107,1
351
315
Малайзия
47 230
53 538
8 149
114,5
2 694
17 104
Сингапур
254 732
254 338
20 917
139,1
13 728
12 629
Таиланд
51 193
46 268
9 819
147,2
1 550
5 288
Филиппины
23 863
16 501
4 148
127,3
1 444
1 044
 
ВСЕГО за «5»АСЕАН
 
 
435 782
 
397 997
 
56 128
 
635,2
 
19 767
 
36 380
Источник: Survey of Current Business, 2009, Operations of U.S. Multinational companies
 
В таблице 1 приведены данные по основным показателям деятельности американских ТНК в «пятерке» стран АСЕАН. К особенностям деятельности американских корпораций в этих странах можно отнести, прежде всего, участие американских ТНК в самых разнообразных отраслях экономики государств Ассоциации – от традиционных до новейших отраслей, усиление воздействия американского капитала на внутреннюю и внешнюю торговлю государств АСЕАН. Это объясняется, прежде всего, наличием в государствах Ассоциации  минерального сырья и ресурсов, в том числе бокситов, медной, хромовой и никелевой руды, нефти и газа, а также созданием обрабатывающей промышленности и обширного рынка радиоэлектроники.
Половина капитала американских ТНК в Таиланде охватывает промышленное производство – автомобили, компьютерную технику и электронику. В 2008 г. чистая прибыль американских ТНК, задействованных в промышленном производстве Таиланда составила 5127 млн.долл.[31]
Американские компании на Филиппинах задействованы в промышленном производстве электроники, машин и транспортного оборудования, а также средств переработки сельскохозяйственных продуктов. В 2008 г. на Филиппинах насчитывалось порядка 15000 отделений различных ТНК, основная часть из которых была американская[32].
Исследование  деятельности филиалов восьми крупных иностранных, прежде всего американских ТНК в электронном секторе Сингапура, и их 16 региональных  партнеров выявило значительные факты передачи  технических знаний, осуществления обучения и оказания оперативной технической поддержки[33]. При этом  прямая передача технологий осуществлялась в форме технической поддержки и обучения в области управления качеством  выпускаемой продукции, а также обмена передовым  промышленным опытом.
На примере компаний Малайзии также виден высокий уровень технического сотрудничества между американскими ТНК и их местными партнерами. Здесь отделения ТНК США оказывали  существенную техническую помощь  своим малазийским партнерам, которая в том числе включала в себя совместное разрешение специфических технологических и производственных проблем, проектирование зданий и сооружений, монтажные работы по установке оборудования[34].
В 2008 г. более 60% общих продаж товаров и 40% общих продаж услуг, осуществляемых филиалами американских ТНК в мире, приходились на местные рынки иностранных государств. При этом продажи товаров и услуг зарубежных филиалов растут быстрее, чем прямой экспорт компаний США.
Приток капиталовложений США способствует развитию не только импорта, но и экспорта стран-получателей инвестиций, поскольку значительную часть своих потребностей в сырье, комплектующих и оборудовании филиалы американских компаний удовлетворяют за счет закупок в стране пребывания.
В 2008 г. экспорт США в филиалы транснациональных корпораций «пятерки» стран АСЕАН составил 19767 млн. долл., в то время как импорт продукции филиалов в США – 36380 млн. долл.
Увеличению закупок комплектующих зарубежными филиалами компаний США способствует в первую очередь политика стран АСЕАН, направленная на увеличение доли национальных компонентов и материалов в стоимости готовой продукции, выпускаемой американскими филиалами.
Помимо увеличения объема торговли иностранных государств, американский капитал способствует изменению ее структуры. Такое положение объясняется в первую очередь сдвигами в отраслевой структуре прямых иностранных инвестиций США.
Под воздействием научно-технического прогресса и приложения американского капитала за последние годы изменила свой облик обрабатывающая промышленность стран АСЕАН.
Созданные в странах приложения капитала предприятия по производству компьютеров и электроники стали основой для производства и экспорта новых видов готовой продукции странами АСЕАН.
Так, например, более двух третей экспорта электронной и электротехнической продукции Малайзии, Сингапура и Филиппин осуществляется с предприятий, преобладающую роль в которых играют американские инвестиции. В результате расширяющихся поставок продукции наукоемких отраслей изменилась структура экспорта «пятерки» АСЕАН.
Например, доля зарубежных поставок полупроводников и другой продукции электронной и электротехнической промышленности в экспорте Филиппин увеличилась с 2000 по 2008 гг. в два раза[35].
Подобные процессы свидетельствуют о расширяющемся воздействии американского капитала на структуру экспорта принимающих стран, что повышает эффективность их участия в международном разделении труда.
Значительная доля от продаж американских товаров в 2008 г. была осуществлена транснациональными корпорациями. Это составило около половины американского экспорта или 0,558 трлн. долл. и более третьей части американского импорта (0,728 трлн. долл.). За десять лет с 1998 год по 2008 г. общие поставки с зарубежных филиалов американских компаний возросли почти в полтора раза.
Тем самым американские филиалы оказывают влияние на развитие экспортной и импортной торговли иностранных государств, в которых сильны их позиции, еще теснее соединяя экономики США и зарубежных стран.

Влияние финансово-экономического кризиса ХХI века
Кризис оказал серьезное воздействие  на уровне как целых  отраслей, так и самих транснациональных корпораций. Это нашло отражение в сокращении прибылей, увеличении масштабов изъятия инвестиций и увольнений, а также вынужденной реструктуризации. По оценкам ЮНКТАД, темпы интернационализации крупнейших ТНК, в том числе американских в 2008 г. существенно замедлились, а их общие прибыли упали на 27%[36].
Однако, несмотря на кризис, сотня крупнейших ТНК мира по-прежнему обеспечивает значительную часть совокупного  международного производства всех ТНК. На протяжении трех лет с 2006 г. по 2008 г. доли этих 100 компаний в совокупных  зарубежных  активах, объемах продаж и общей численности занятых во всех ТНК, согласно оценкам, составляли в среднем соответственно 9%, 16% и 11%. Доля создаваемой ТНК совокупной добавленной стоимости  в эти годы составила приблизительно 4% мирового ВВП. При этом она оставалась относительно стабильной с 2000 г.[37]
С 2010 г. наблюдается тенденция постепенного восстановления докризисных объемов двусторонней торговли и инвестиций. Страны АСЕАН продолжают оставаться важным рынком для американских компаний, действующих в регионе. Ожидается, что по мере дальнейшего развития глобализации и либерализации растущих внутренних рынков стран АСЕАН, американские компании будут получать все возрастающие выгоды и увеличивать свои возможности.
В последние годы АСЕАН все более активно участвует в развитии региональной архитектуры межгосударственных политических и экономических связей. Соглашение о свободной торговлемежду странами АСЕАН, результатом заключения которого должно стать к 2015 г. создание зоны свободной торговлив масштабе ЮВА, находится в центре ряда проектов по созданию ЗСТ в АТР, включающей государства АСЕАН и великие державы. К таким проектам относятся те, согласно которым в ЗСТ в АТР будут входить только страны Азии – формат АСЕАН +3 (т.е. АСЕАН, Япония, Китай и Южная Корея) или АСЕАН +6 (АСЕАН, Япония, Китай, Южная Корея, Индия, Австралия и Новая Зеландия), и те, которые предполагают включение в ЗСТ не только азиатских государств – в первую очередь это Транс-Тихоокеанское Партнерство – ТТП (начинание, в последнее время активно поддерживаемое Соединенными Штатами) – и АТЭС.
Необходимо подчеркнуть, что, в дополнение к зоне свободной торговли АСЕАН, создание которой должно завершиться к 2015 г., Ассоциацией также были заключены ССТ со всеми крупными экономиками региона – кроме США. В результате, сейчас АСЕАН активно продвигает идею создания более широкой зоны свободной торговли, объединяющей страны АТР.

[1] Office of the United States Trade Representative. Association of Southeast Asian Nations (ASEAN). http://www.ustr.gov/countries-regions/southeast-asia-pacific/association-southeast-asian-nations-asean
[2]Япония в системе внешнеэкономических связей Восточной Азии // Восточная Азия: Между регионализмом и глобализмом / Отв. ред. Г.И. Чуфрин; Ин-т мировой экономики и междунар. отношений. – М.: Наука, 2004. – С.39-61.
[3] Там же
[4] US-Southeast Asia Trade Triples over Last Two Decades. http://aseanmattersforamerica.org/us-southeast-asia-trade-triples-over-last-two-decades/522
[5] US Exported $70 Billion of Merchandise to SEA in 2010, a 61% Increase from 2001
[6] Office of the United States Trade Representative. Association of Southeast Asian Nations (ASEAN). http://www.ustr.gov/countries-regions/southeast-asia-pacific/association-southeast-asian-nations-asean
[7] Falan Yinug. US-ASEAN 2010 Goods Trade: a Closer Look. http://www.eastwestcenter.org/sites/default/files/private/apb110_1.pdf
[8] U.S. International Trade Data. http://www.census.gov/foreign-trade/balance/
[9] US-Southeast Asia Trade Triples over Last Two Decades. http://aseanmattersforamerica.org/us-southeast-asia-trade-triples-over-last-two-decades/522
[10] Office of the United States Trade Representative. Association of Southeast Asian Nations (ASEAN). http://www.ustr.gov/countries-regions/southeast-asia-pacific/association-southeast-asian-nations-asean
[11] Falan Yinug. US-ASEAN 2010 Goods Trade: a Closer Look. http://www.eastwestcenter.org/sites/default/files/private/apb110_1.pdf 
[12] Там же
[13] United States Relations with the Association of Southeast Asian Nations (ASEAN). Congressional Research Service. http://fpc.state.gov/documents/organization/133919.pdf
[14] Falan Yinug. US-ASEAN 2010 Goods Trade: a Closer Look. http://www.eastwestcenter.org/sites/default/files/private/apb110_1.pdf 
[15] http://www.census.gov/foreign-trade/statistics/product/enduse/exports/c5570.html
[16] http://www.census.gov/foreign-trade/statistics/product/enduse/imports/c5570.html
[17] US-Southeast Asia Trade Triples over Last Two Decades. http://aseanmattersforamerica.org/us-southeast-asia-trade-triples-over-last-two-decades/522
[18] Falan Yinug. US-ASEAN 2010 Goods Trade: a Closer Look. http://www.eastwestcenter.org/sites/default/files/private/apb110_1.pdf
[19] US-Southeast Asia Trade Triples over Last Two Decades. http://aseanmattersforamerica.org/us-southeast-asia-trade-triples-over-last-two-decades/522
[20] U.S. International Trade Data. http://www.census.gov/foreign-trade/balance/
[21] Office of the United States Trade Representative. Association of Southeast Asian Nations (ASEAN). http://www.ustr.gov/countries-regions/southeast-asia-pacific/association-southeast-asian-nations-asean
[22] Emma Chanlett-Avery. Singapore: Background and U.S. Relations. Congressional Research Service. http://www.fas.org/sgp/crs/row/RS20490.pdf
[23] Office of the United States Trade Representative. Singapore. http://www.ustr.gov/countries-regions/southeast-asia-pacific/singapore
[24] http://www.census.gov/foreign-trade/statistics/product/enduse/exports/c5590.html
[25] http://www.census.gov/foreign-trade/statistics/product/enduse/imports/c5590.html
[26]Экономика США: учебник /под ред. Д-ра экон. Наук проф. Б.В. Супяна. – 2-е изд., испр. – М.: Экономистъ, 2008. С. 719-721.
[27] US Direct Investment in Southeast Asia Increased by $23 Billion in 2010. http://aseanmattersforamerica.org/us-
direct-investment-in-southeast-asia-increased-by-23-billion-in-2010/648
[28]Summary Estimates for Multinational Companies: Employment, Sales, and Capital Expenditures for 2008 For Wire Transmission, April 2010, BEA 10-14 
[29]  Marilyn and Jennifer Kocz, Direct Investment Positions for 2009: Country and Industry detail. Survey of Current Business, July i2010|
[30] По данным бюро экономического анализа Министерства торговли США, URI, http//www.bea.doc.gov
[31]ASEAN Trade Database, wwwaseansec.org/statistics
[32] Doing business in ASEAN, 2009, Commercial Guide for US Congress
[33] Wong P.K. Technological development through   subcontracting linkages: evidence from Singapore.1992., UNCTAD World Investment Report 2001
[34]Capanelli. Technology transfer from Japanese consumer electronics firms via buyer-supplier relations. Industrial Technology Development in Malaysia. New York, 1999 
[35]АСЕАН в начале XXI века. Актуальные проблемы и перспективы/ Отв. Ред. Е.В.Кобелев, Г.М.Локшин, Н.П.Малятин, М., 2010
[36] UNCTAD, World Investment prospects survey for 2009-2011,   2011, unctad.org/en/docs//wir2010_prsur2009-2011_en.pdf
[37] Там же


Назад
Наш партнёр:
Copyright © 2006-2016 интернет-издание 'Россия-Америка в XXI веке'. Все права защищены.