Россия и Америка в XXI веке
Россия и Америка в XXI веке На главную О журнале Свежий выпуск Архив Контакты Поиск
Подписаться на рассылку наших анонсов

E-mail:
?2, 2011

РАСОВЫЙ ВОПРОС В 'ПОСТРАСОВОМ ОБЩЕСТВЕ':
КОГДА ПЕРЕМЕНА МЕСТ СЛАГАЕМЫХ МЕНЯЕТ СУММУ

Н. М. Травкина, доктор политических наук,
руководитель Центра внутриполитических
исследований Института США и Канады РАН
e-mail:

Аннотация. Расовый вопрос в США, казалось окончательно и успешно решенный с победой на президентских выборах темнокожего кандидата Б. Обамы - что позволило многим аналитикам заявить о наступлении эпохи 'пострасового общества', - неожиданно вновь стал темой острых политических дискуссий. Каковы причины этого? Какие формы принимает расовая проблема в американском обществе? Существует ли сегодня в Америке расизм?

Ключевые слова: патриархальный расизм, расово-этнические меньшинства, мультикультура, 'цветная' бедность, экономическая сегрегация, демографическая трансформация, самоизоляция, радикализация сознания, мусульманская община.

Race Problem in 'Post-Racial' Society:
When the Change of Terms Makes Difference in Sum

Travkina Natalia Michailovna
Ph. D. in Politics, Chief, Centre of Domestics Policy Research,
The Institute for the U.S. and Canadian Studies,
Russian Academy of Sciences

Annotation. The racial issue in the U.S., seemed to be finally and successfully resolved with a victory of the black candidate in the presidential election, allowed many analysts to declare the era of "post racial society." Now it became a topic of heated political debate. What caused this phenomenon? What forms takes racial problem in the American society? Is there racism in America today?

Keywords: patriarchal racism, racial-ethnic minorities, multicultural, "color" poverty,economic segregation, demographic transformation, self-isolation, the radicalization of consciousness, the Muslim community.

Накал страстей в США вокруг расовой проблематики вызывается происходящими в американском обществе глубинными демографическими сдвигами. Согласно результатам переписи 2010 г., население США в сравнении с предыдущей переписью 2000 г. увеличилось на 27,3 млн. чел., или почти на 10%, - с 281,4 до 308,8 млн. чел. При этом более половины этого прироста, или 15,2 млн. чел., пришлось на долю американцев латиноамериканского происхождения. В течение первого десятилетия XXI в. латиноамериканское население США выросло на 43% - с 35,3 млн. чел. в 2000 г. до 50,5 млн. чел. в 2010 г., или с 13% до 16% от общей численности населения США. Примерно теми же темпами росло и американское население азиатского происхождения, которое увеличилось с 10,2 млн., или 3,6% от общей численности населения, в 2000 г. до 14,7 млн. чел., или 4,8% от общей численности, в 2010 г. Опережая средние темпы роста населения в период между двумя переписями, росло и население второй по численности этнической группы - афроамериканцев, увеличившееся на 12,3% - с 34,7 млн. чел., или 12,3% общей численности населения США, в 2000 г. до 38,9 млн. чел., или 12,6% общей численности, в 2010 г. А вот белое большинство Америки увеличилось всего на 1,2% - с 194,5 млн. чел. в 2000 г. до196,8 млн. чел. в 2010 г., в результате чего доля белого большинства сократилась с 69,1% до 63,7% общей численности американского населения. Сравнительные результаты переписи населения США 2010 г. по расово-этническому признаку приводятся ниже в таблице.

Таблица

Динамика изменения расово-этнической структуры населения США в период 2000-2010 гг.

Расово-этническая группа

2000 г.

2010 г.

Увеличение населения

млн. чел.

%

млн. чел.

%

млн. чел.

%

Население США, всего

281,4

100

308,8

100

27,3

9,7

Белое большинство

194,6

69,1

196,8

63,7

2,2

1,2

Латиноамериканцы

35,3

12,5

50,5

16,3

15,2

43,0

Афроамериканцы

34,7

12,3

38,9

12,6

4,2

12,3

Американцы

азиатского происхождения

10,2

3,6

14,7

4,8

4,4

43,3

Индейцы

и коренные жители Аляски

2,5

0,9

2,9

0,9

0,4

18,4

Гавайцы и жители других островов Тихого океана

0,4

0,1

0,5

0,2

0,1

35,4

Представители других рас

(одной расы)*

15,4

5,5

19,1

6,2

3,7

24,4

Представители двух и более рас

6,8

2,4

9,0

2,9

2,2

32,0

* Вследствие методологических особенностей переписи и переписных листов расхождение между итоговой численностью населения США и суммой его компонентов объясняется наличием позиции 'представители других рас (одной расы)', поскольку указанные в ней лица и в 2000 г., и в 2010 г. причислили себя к двум расам одновременно.

Источник: US Census Bureau. Overview of Race and Hispanic Origin: 2010. 2010 Census Briefs. Issued March 2011. C2010BR-02. P. 4. - http://www.census.gov.

Именно постепенная утрата белым большинством Америки своих доминирующих позиций в расово-этнической структуре американского общества и стремительный рост численности и доли американцев латиноамериканского, афро-американского и азиатского происхождения усиливают в США остроту дебатов об идентичности и будущности американского типа цивилизационного развития, принявших выраженную политическую направленность с приходом к власти в январе 2009 г. Б.Обамы - первого в истории США чернокожего президента. Однако и помимо этого начавшийся в США во второй половине 2007 г. финансово-экономический кризис также оказался окрашенным в расово-этнические тона.

Расово-этническое измерение экономического кризиса 2007-2009 гг.

Наиболее острое начиная с середины ХХ в. экономическое потрясение, поразившее США, продемонстрировало уязвимое положение в американском обществе значительной части представителей национальных меньшинств, особенно латиноамериканцев и афроамериканцев. Согласно данным официальной американской статистики, экономика США достигла 'дна' кризиса летом 2009 г., именно этот год является наиболее показательным с точки зрения влияния экономических потрясений на социально-экономическое положение национальных меньшинств.

Прежде всего, экономический кризис проявил себя в увеличении относительных размеров бедности среди афроамериканцев, латиноамериканцев и американцев азиатского происхождения. В своём отчёте о динамике показателей бедности в США в 2009 г. Бюро переписей США констатировало, что общее число американцев, живших на годовые доходы ниже официально исчисляемого 'индекса бедности', составлявшего в расчёте на семью из четырех человек почти 22 тыс. долл., достигло 43,6 млн. чел., что явилось самым высоким значением начиная с 1959 г.[1], когда США официально стали определять численность беднейших слоёв (в 1959 г. в США насчитывалось порядка 40 млн. бедных). И хотя в абсолютном выражении численность белых бедняков превосходила количество представителей беднейших слоёв национальных меньшинств, бедность в США в относительном измерении в начале XXI в. имеет преимущественно 'цветное' лицо: в 2009 г. в общей численности беднейших слоёв белые составляли 18,5 млн. чел., латиноамериканцы - 12,4 млн. чел., афроамериканцы - 10 млн. чел. и американцы азиатского происхождения - 1,7 млн. чел. Таким образом, общая численность 'цветных' бедняков в 2009 г. достигла в США 24,1 млн. чел. и соотношение представителей беднейших слоёв цветного и белого населения составило 56% и 44% соответственно[2].

В 2009 г. в результате экономического кризиса численность бедных среди белого большинства достигла 9,4% общей численности этой демографической группы, среди афроамериканцев - 25,5%, латиноамериканцев - 25,3% и среди американцев азиатского происхождения - 12,4%[3]. Иными словами, на 'дне' экономического кризиса бедным был каждый десятый белый, каждый восьмой американец азиатского происхождения и каждый четвёртый афроамериканец или латиноамериканец. Сопоставление со статистическими данными прошлых лет показывает, что экономический кризис и по абсолютным, и по относительным показателям бедности отбросил белое большинство к показателям первой половины 1980-х и 1990-х годов (характеризовавшихся кризисными проявлениями, а в случае 1980-х годов и действием фактора 'рейганомики', когда в США происходило заметное сокращение бюджетных ассигнований на помощь малоимущим слоям населения), а афроамериканцев, латиноамериканцев и американцев азиатского происхождения - к относительным показателям первой половины 1990-х годов (в абсолютном выражении столь большой бедности среди этих категорий американских граждан никогда не наблюдалось за всю историю исчисления показателей бедности в США).

В целом, эти статистические данные свидетельствуют о цикличности прогресса в улучшении социально-экономического положения расовых и этнических меньшинств в США, что и является питательной почвой для периодически возникающих дискуссий об эффективности функционирования межрасового и межэтнического 'плавильного котла'. Экономическое процветание порождает надежды на быстро приближающийся период реализации 'американской мечты' для всех американцев независимо от цвета их кожи ('пострасовое общество'), а экономические кризисы способствуют возникновению либо альтернативных теорий[4], либо констатации, что существование двух 'базовых' рас - господствующей белой расы и дискриминируемых или даже угнетаемых 'цветных' рас является неотъемлемой чертой американской модели цивилизационного развития.

Экономический кризис продемонстрировал, что экономика является той сферой, которая лишает этнические меньшинства, главным образом афроамериканцев и латиноамериканцев, доступа к материальным ресурсам в виде высоких и устойчивых заработков на высокооплачиваемых рабочих местах и занятости в передовых, наукоёмких отраслях. Издержки экономических потрясений в первую очередь падают также на представителей этнических меньшинств: именно на них пришлась основная тяжесть стремительно выросшей в результате финансово-экономического кризиса в США безработицы.

В наибольшей степени от роста безработицы пострадали афроамериканцы и латиноамериканцы. В 2009 г. при среднем уровне безработицы в 9,3% безработица среди белых рабочих и служащих была ниже общенационального уровня - 8,5%, а среди афроамериканцев и латиноамериканцев - выше: 14,8% и 12,1% соответствено[5]. Столь высокого уровня безработицы среди латиноамериканцев не наблюдалось с 1972 г. (последние сопоставимые данные подобного рода), а среди афроамериканцев этот показатель безработицы стал рекордным из наблюдавшихся в ходе предыдущих экономических кризисов середины 1970-х, начала 1980-х и начала 1990-х годов.

Следует отметить, что афроамериканцы имеют самый низкий показатель экономической активности населения - с начала 1990-х годов в среднем на 4% ниже, чем у белых (примерно на уровне 63-64% против 66-67% у белых). Показатели экономической активности у мужчин особенно разнятся - на 7-8% на протяжении последних 10-15 лет (74-75% у белых и 66-67% у чёрных мужчин)[6]. Неравномерность деструктивного воздействия кризиса на положение белых и чернокожих американцев можно видеть на примере такого весьма характерного факта: в 2009 г. доля не находившихся в составе рабочей силы белых американцев, отчаявшихся найти работу, но готовых начать работать в случае получения подобного рода предложения, составляла 26%, в то время как доля афроамериканцев с аналогичными характеристиками превысила 33%[7].

Более высокие уровни безработицы среди афроамериканцев и латиноамериканцев по сравнению с белыми обусловлены разрывами в заработной плате и должностных окладах. Абсолютный разрыв в оплате труда белых, афроамериканцев и латиноамериканцев в ходе финансово-экономического кризиса ещё больше увеличился. В частности, в период 2007-2009 гг. средненедельная заработная плата белых (в текущих ценах) возросла на 41 долл., афроамериканцев - на 32 долл., латиноамериканцев - на 38 долл. (в расчёте на полностью занятых рабочих и служащих)[8]. Таким образом, применительно к афроамериканцам и латиноамериканцам кризисы становятся фактором 'экономической сегрегации' относительно положения белого большинства.

Разрывы в абсолютных и относительных уровнях трудовых доходов тесно связаны с распределением белых и цветных контингентов рабочей силы США по профессионально-квалификационному уровню и отраслям экономики. Белое большинство широко представлено среди управленцев, профессионально-технических работников, финансистов и банкиров, то есть в квалификационных группах занятых с наиболее высокими должностными окладами. В частности, в 2009 г. в этих профессионально-квалификационных группах было занято 38% всей белой рабочей силы США, в то время как среди афроамериканцев эта доля составляла 29%, а среди латиноамериканцев - немногим более 19%. Афроамериканцы и латиноамериканцы занимали доминирующие позиции в сфере материального производства, транспортировки грузов, на транспорте. В 2009 г. в этих сферах трудилось 17% всей латиноамериканской и 14% всей афроамериканской рабочей силы США. Латиноамериканцы хорошо представлены в строительном секторе и горнодобывающих отраслях американской экономики. Афроамериканская и латиноамериканская рабочая сила сконцентрирована в сфере услуг, особенно в таких её отраслях, как розничная торговля, ремонтные работы, городские службы уборки мусора и пожарная безопасность, всевозможного рода вспомогательные виды услуг[9].

Иными словами, в современной высокоразвитой с технологической точки зрения экономике белые американцы преимущественно управляют, совершают научные открытия, внедряют передовые технологии, учат в вузах, лечат в престижных больницах и клиниках, оказывают дорогостоящие юридические услуги, в то время как афроамериканцы и латиноамериканцы преимущественно трудятся на заводах и фабриках, в строительстве и на транспорте, оказывают вспомогательные виды услуг, включая ремонтные работы, торговые услуги и помощь в домашнем воспитании подрастающего поколения. Периодические кризисы ещё более подчёркивают это исторически сложившееся в американском обществе разделение труда, при котором 'бремя белого человека' сводится к растущей интеллектуальной нагрузке и заботах о судьбах мировой цивилизации, а 'бремя цветного человека' − к интенсивному физическому труду.

Однако в последние десятилетия эту, казалось, вековую идиллию гармонизации отношений белого и цветного человека нарушили американцы азиатского происхождения преимущественно монголоидного типа, которые уверенно стали опережать по большинству социально-экономических показателей белое большинство Америки. Поскольку в настоящее время их доля в общей численности рабочей силы США не превышает 5% и количественно они значительно уступают и латиноамериканцам, и афроамериканцам, американские исследователи не склонны делать далекоидущие выводы об их возможном влиянии на эволюцию расовой проблематики в США. Тем не менее, непреложным фактом является то, что в результате финансово-экономического кризиса американцы азиатского происхождения выиграли и укрепили свои социально-экономические позиции.

Прежде всего это коснулось показателя уровня безработицы: в 2009 г. среди этой расово-этнической группы американцев она составила всего 7,3%, что было ниже не только общенационального уровня, но и уровня безработицы среди белых американцев. Уровень экономической активности американцев азиатского происхождения практически не уменьшился, составив в 2009 г. 66% (в 2007 г. - 66,5%), что было несколько выше показателя белого большинства.

Самый поразительный аспект влияния кризиса на положение американцев азиатского происхождения состоит в том, что за два кризисных года их средненедельный уровень трудовых доходов вырос на 50 долл. и достиг отметки в 880 долл., что более чем на 16% превысило аналогичный показатель для белых рабочих и служащих. В 2009 г. почти половина рабочей силы американцев азиатского происхождения (48,8%) относилась к категории управленцев, профессионально-технических работников или финансистов. Эта этническая группа была слабо представлена в отраслях сферы материально производства, но достаточно хорошо (21%) в сфере торговли. В сферах здравоохранения и образования работало почти 23%, в сфере туризма, досуга и развлечений - свыше 12% занятых этой этнической группы[10].

Иными словами, американцы азиатского происхождения в современной Америке оказались более 'белыми', чем представители белого большинства, заняв лидирующие позиции именно в тех сферах экономической деятельности, которые обеспечивают устойчивое господствующее положение на социальной иерархической лестнице. Американцы азиатского происхождения доказали, что в условиях рыночной экономики способны быть более конкурентоспособными по сравнению с белыми на исконно американской территории, и в этом, возможно, заключается главная составляющая их успеха.

Не секрет, что подразумеваемым основополагающим фактором доминирующего положения белого большинства по отношению к латиноамериканцам и афроамериканцам является представление об изначальной неконкурентоспособности последних по отношению к белым американцам. Американцы азиатского происхождения доказали, что могут 'играть' по правилам, предложенным белыми, и побеждать, не меняя условий 'игры'. Этот факт, хотя и фоновый в современных американских дебатах о роли расово-этнических групп в цивилизационном развитии США, показал правящим элитам Америки, что, в принципе, резкое падение влияния белого большинства и возможная в долгосрочной перспективе (на протяжении 20-30 лет) трансформация американского общества в 'цветное' с более или менее паритетным представительством белых, афроамериканцев, латиноамериканцев и американцев азиатского происхождения могут обернуться сменой господствующих в Америке рас, при этом американцы азиатского происхождения вполне могут претендовать на роль 'ведущей и направляющей' этнической группы и справляться с этими обязанностями не хуже белых.

Именно на этом этапе расово-этнического развития американского общества, когда белым американцам находится достойная замена в виде другого этноса, на президентских выборах 2008 г. 44-м президентом США стал чернокожий американец Барак Хусейн Обама.

'Пострасовый' расизм

Термин 'пострасовое общество' активно вошел в политическую лексику в 2008 г. и явился реакцией средств массовой информации, а затем и академических кругов США на выдвижение темнокожего кандидата Б. Обамы на пост президента от демократической партии. Тот факт, что расовый вопрос не стоял в центре избирательной кампании, впервые в истории США приведшей на высший государственный пост представителя национальных меньшинств, дал повод говорить о серьезном достижении в развитии и становлении пострасового общества.

Термин 'пострасовое общество' используется применительно к ситуации, когда для подавляющего большинства американцев расовая принадлежность перестала иметь значение. С таким пониманием согласны многие авторы[11], хотя существуют мнения, что для подобной характеристики достаточно, чтобы расовые различия просто отошли на второй план или стали менее важными[12].

Д. Шорр, старший аналитик новостей Национального общественного радио, одним из первых в журналистской среде употребивший этот термин, выдвинул тезис, что феномен Обамы, выходящий за пределы расовых границ, открывает новую, пострасовую эру в американской политике. В интервью, посвященном победе Б. Обамы, он поздравил своих сограждан с 'появлением нового термина в политическом лексиконе - пострасовое общество' и сформулировал суть дискуссии по этому вопросу: 'Пострасовая эпоха, воплощенная в кампании Обамы, стала вехой, которая знаменует начало нового этапа, когда ветераны движения за гражданские права прошлого века становятся достоянием истории и американцы выбирают личность, которой вверяют свою судьбу, невзирая на то, к какой расе она принадлежит. Действительно, израненные в боях за гражданские права ветераны конфликта 40-летней давности оказались даже менее очарованными Обамой, чем те, кто тогда еще не родился... Возможно, американцы пока не достигли полного расового дальтонизма, однако очевидно, что не менее важным является тот факт, что Обама завоевал 67% голосов избирателей в возрастной группе от 18 до 29 лет - то есть поколения, рожденного после Сельмы'[13].

М. Кроули в статье 'Пострасовое', опубликованной в 2008 г. в 'Нью Репаблик', ссылаясь на свое интервью с Д. Дьюком - 'белым националистом', как он сам себя называет, и бывшим лидером организации 'Рыцари Ку-клукс-клана'[14], написал, что даже такой идеолог националистов, как Д. Дьюк, не испытывает беспокойства по поводу политического взлета Б. Обамы[15].

Однако по 'кафкианским закономерностям' поведения социальных и политических систем призыв Обамы к общенациональной дискуссии по расовому вопросу, с которым он выступил 18 марта 2008 г. в Национальном конституционном центре в г. Филадельфия (где была принята американская конституция), - эта ретроспектива с позиций сегодняшнего дня -имел прямо противоположный эффект[16]. Для придания большего символизма своему выступлению и желая подчеркнуть его значимость, для названия своей речи Обама взял слова преамбулы конституции: 'По пути к более совершенному Союзу'. В речи он дал свое толкование современного состояния межрасовых отношений в стране, обозначил причины межрасовой напряженности, привилегий белых и неравного положения чернокожих и призвал 'ликвидировать разрыв между идеалами [равенства. - Прим. авт.] и реальностью'. Исследовательские службы назвали тогда его выступление 'крупнейшим политическим событием избирательной кампании', отметив, что 85% американцев, по их признанию, слышали о ней, а 54% заявили, что много о ней наслышаны[17]. Эта речь сделала Обаму невероятно популярным. В течение 24 часов на YouTube было зафиксировано 1,2 млн. просмотров, а через несколько дней с его выступлением ознакомились уже 2,5 млн. американцев. По оценке журнала 'Нью-Йоркер', именно эта речь помогла ему стать президентом Соединенных Штатов[18].

'Одна из важнейших задач, которую мы поставили перед собой, начиная эту кампанию, - заявил тогда Б. Обама, − продолжить долгий путь тех, кто ступил на него до нас, - путь, который ведет к более справедливой, более равноправной, более свободной, более милосердной и более процветающей Америке. Я решил баллотироваться на пост президента именно в этот момент нашей истории, потому что я глубоко верю, что мы не сможем ответить на вызовы нашей эпохи, если не будем решать все проблемы вместе, если мы не придем к созданию более идеального Союза через понимание, что мы можем иметь за спиной разный опыт, но у нас общие надежды, мы можем быть непохожими друг на друга и иметь различные корни, но все мы хотим двигаться в одном направлении − в сторону лучшего будущего для наших детей и внуков'[19].

В своей речи он озвучил ту национальную идею, на которой выросло целое поколение политкорректных граждан Америки: американцы − 'это нация, которая больше, чем сумма составляющих ее разнородных частей, это действительно единый народ'[20].

Однако озвученная устами будущего чернокожего президента США констатация факта существования расовой проблемы явилась не столько попыткой предложить 'раз и навсегда' решение извечной для Америки расовой проблемы, сколько формой 'воскрешения из мёртвых' прежних споров, столкновений и противоречий, выведенных на новый диалектический уровень 'перекодировки' призраков прошлых исторических эпох. 'Расовый вопрос - это не то, что наша нация может позволить себе игнорировать, − заявил Б. Обама в своей речи в Филадельфии. - Вопросы и комментарии, которые возникли за последние несколько недель [в ходе избирательной кампании. - Прим. авт.], отражают сложность расовой проблемы, которую мы еще не преодолели <:>. И если мы сейчас разбредемся по своим углам, то никогда не сможем собраться вместе и сообща решить такие насущные вопросы, как здравоохранение, образование или хорошая работа для каждого американца'[21]. Увязав решение расового вопроса и вопроса социального неравенства в единый тугой узел, Обама создал предпосылки для формирования мощной оппозиции, состоящей из непримиримых критиков его социально-экономического курса и крайне правых, экстремистских сил, пропитанных расовой непримиримостью, которые по примеру Обамы также апеллировали к символам славного исторического прошлого Америки - в данном случае не к филадельфийскому Колоколу Свободы, а к 'бостонскому чаепитию'.

По сути, Обама явился неформальным отцом-основателем 'Движения чаепития'. 'Как однажды написал Уильям Фолкнер: 'Прошлое не похоронено. На самом деле, оно даже не стало ещё по-настоящему прошлым' <:> многие различия, которые существуют сегодня в афроамериканском сообществе, уходят своими корнями в прошлое, проистекают из того неравенства, в условиях которого существовало предыдущее поколение, страдавшее в условиях жестокого рабства и законов Джима Кроу[22], − заявил Б. Обама и пояснил: - Раздельные школы для белых и черных как были, так и остаются поныне, и мы до сих пор, даже спустя пятьдесят лет после дела 'Браун против Совета по образованию', не исправили эту ситуацию[23] <:> школы для черных существенно уступают по качеству образования, и это объясняет тот известный разрыв в уровне знаний, который сегодня демонстрируют успешные белые студенты и отстающие чернокожие'[24].

В американском обществе, сказал Б. Обама, расизм осужден законодательно и сформировано представление о том, что, пока расизм не изжит, многорасовость таит в себе смертельную угрозу обществу. Тем не менее, в американском обществе устойчиво сохраняются расистские настроения. Б. Обама подчеркнул, что проблема достижения подлинного межрасового мира кроется не в недостатке законодательной базы, которая на сегодня обеспечивает правовые гарантии равенства, а в её реализации. Закон может уравнять в правовом отношении различные расово-этнические группы, но он не дает гарантий, что каждая из них сможет воспользоваться преимуществами, которые предоставляет равенство.

Следует отметить, что США прошли в этом направлении большой путь, так как наряду с принятием законов был разработан и механизм их реализации. Однако расовые проблемы остаются, адаптируясь и по-новому проявляя себя. 'Открытая, формально не нарушающая законы дискриминация, − сказал по этому поводу Б. Обама, − при которой черные были отрешены от собственности зачастую с помощью насилия, или владельцы бизнеса афроамериканского происхождения не могли получить займов, или же темнокожие домовладельцы не имели доступа к ипотечным программам, или их исключали из профсоюзов, выгоняли из полиции или пожарной службы (из-за их цвета кожи, но, естественно, без указания реальной причины увольнения. - Прим. авт.), - все это означает, что семьи афроамериканского меньшинства не могли накопить хоть сколько-нибудь значимого богатства, чтобы завещать его своим потомкам. Эта ситуация объясняет и существующий сегодня разрыв в уровнях богатства и доходов между черными и белыми, и очаги бедности, которые до сих пор сохраняются во многих городских и сельских черных общинах. Отсутствие экономических возможностей для черных мужчин, стыд и разочарование, что они не в состоянии обеспечить свою семью, привели к разрушению афроамериканской семьи; отсутствие базовых услуг во многих городских черных кварталах - полицейских патрулей, парков для детей, нерегулярный вывоз мусора, несоблюдение строительных норм - все это создало атмосферу беззакония и насилия, которые продолжаются и по сей день'[25].

В качестве вывода Б. Обама использовал очень важное философское обобщение, которое сегодня многие ученые определяют как формирование параллельных миров, двух параллельных культур (вместо единой мультикультуры. - Прим. авт.), для которых характерно разное восприятие реальности: 'Даже у тех черных, которым удалось воспользоваться своей долей американской мечты, вопросы расы и расизма самым прямым образом продолжают определять их мировоззрение'[26]. Свои рассуждения на расовую тему Обама подытожил в следующих словах: 'Все это характеризует ситуацию, в которой мы сейчас находимся. Это расовый тупик, в котором мы застряли вот уже на протяжении многих лет'[27].

В речи по расовому вопросу Б. Обаме удалось обозначить все болевые точки современных межрасовых отношений в американском обществе, которому 'в силу его многонациональности присущ потенциал расово-этнической конфликтности'[28]. Однако современная расовая проблема в США не всегда вписывается в классические представления о конфликтности расово-этнических отношений. Полагают, что к середине ХХ в. национальный вопрос был решен для белых иммигрантов из Европы, то есть на уровне коренного белого населения (WASP)[29], и начиная с 1960-х годов расовая проблематика постепенно стала приобретать новые, достаточно неожиданные грани.

Мультикультура: мифы и реальность

Принято считать, что историческая победа Обамы стала возможной благодаря двум знаменательным событиям в истории США, состоявшимся в середине прошлого века, - революционной борьбе за гражданские права и Закону об иммиграции (1965 г.). Движение за гражданские права имело своим следствием демонтаж законов Джима Кроу, что позволило чернокожим американцам стать участниками политического процесса, влиться в ряды военнослужащих, пополнить средний класс, а также приобщиться к массовой американской культуре. Закон об иммиграции привел в движение мощные демографические и социальные процессы, которые радикальным образом изменили расово-этнический состав страны[30].

Однако именно после 1960-х гг. в США постепенно стал набирать обороты сложный и запутанный процесс постепенной замены 'классовой политической мобилизации', основанной на факторе экономического разделения труда, стимулированием политической активности, основанной на расовых, гендерных и демографических признаках и характеристиках. Начало этому процессу было положено упадком профсоюзного движения среди различных сегментов и групп американских трудящихся. Модель политической мобилизации, основанная на дихотомии 'труд-капитал', по сути, исходила из растущего нивелирования конституирующих признаков национальности, пола и возраста. В рамках этой модели различные социальные группы, предположительно, должны были иметь и строить свои действия и свою систему ценностной ориентации вокруг общих экономических интересов. Таким образом, мужская и женская рабочая сила, молодые и пожилые когорты рабочих и служащих, а также различные расово-этнические группировки на рынке труда должны были стремиться к объединению своих усилий в борьбе против 'абстрактного Капитала', с тем чтобы обеспечить перераспределение 'экономического пирога' в свою пользу.

Однако фрагментация различных социальных групп остро поставила вопрос о механизме их идентификации: вместо нивелирования конституирующих признаков расы, пола, возраста и принадлежности к той или иной демографической группе всё бόльшее значение стала приобретать проблема символического усиления признаков данной социальной группы, которая имела всё меньшую привязку к экономической активности как таковой. Как отметил американский политолог Б. Баум, 'начало современным проблемам идентификационной политики в США было положено в 1960-е годы прогрессирующим упадком основанной на классовом разделении общества системы политической мобилизации и появлением новых социальных движений, организуемых вокруг факторов расы, пола, возраста и нетрудоспособности'[31]. В частности, уже тогда стремление к интенсификации общественной самоидентификации афроамериканцев проявилось в известном лозунге 'Чёрное прекрасно', которому следовали американские радикальные группировки того времени, вроде 'Чёрных пантер', и представители афроамериканского художественного авангарда[32].

Среди всех конституирующих признаков новых социальных движений расово-этническое отличие приобрело особое значение именно по причине его полярной противоположности узкоэкономическим интересам. Как подчеркнул Б. Баум, понятие расы является 'совершенно особой формой самоидентификации, поскольку в своей основе оно является биологической концепцией, так как акцентирует внимание на таких качествах человека, которые существуют в мире естественной природы независимо от наших представлений о них, то есть на представлениях о том, что всё человечество может быть поделено на два или более (чаще всего на три или пять и более) отличительных биологических типа (или 'естественных вида' человеческих существ)'[33]. В результате понятие 'раса' на рубеже XX и XXI вв. быстро превратилось 'в символ конечных и неустраняемых различий между культурами, лингвистическими группами или религиозными конфессиями и верованиями, при этом такие социальные группы обычно имеют противоположные экономические интересы. Идентификации, основанные на расово-этнических признаках, такие как 'чёрные', 'белые', 'коричневые', 'нордические', 'арианские', 'смешанно-расовые', стали стремительно множиться, видоизменяться по мере всё более широкого распространения расовых идей и представлений в рамках быстротекущих социальных и политических процессов'[34].

Феномен же Обамы явился конкретным проявлением другого, тесно связанного с вышеотмеченной тенденцией явления американской политической жизни последних двух десятилетий, в основе которого лежали экономические концепции, в данном случае концепция 'человеческого капитала'. В контексте американских социально-политических и экономических процессов цвет кожи постепенно стал обретать черты 'символического капитала': 'поскольку каждому капиталистическому обществу присущи ярко выраженные гендерные, этнические и расовые различия, которые сами являются следствием распределения символического капитала, то есть аккумулирования капитала чести или престижа, представляющих собой форму кредита, который можно при определённых условиях конвертировать в экономический капитал'[35].

Собственно говоря, это и проделал Обама. Произнеся в ходе предвыборной кампании 2008 г. свою речь о расовой проблеме в современной Америке, он успешно 'конвертировал' символический капитал, олицетворяемый цветом его кожи, в политический, став президентом США. Однако эта 'обменная операция' осенью 2008 г. отнюдь не закончилась. Обама последовательно стал осуществлять стратегию надпартийного президента в духе Д. Эйзенхауэра (1953-1961). Но на этом поверхностные исторические параллели и закончились. Повторяемые рефреном чуть ли не в каждом программном выступлении Обамы слова: 'как республиканцы, так и демократы должны совместными усилиями решать стоящие перед США проблемы', будь то проблемы бюджетного дефицита, государственного долга, войны с терроризмом, реформы системы здравоохранения и многие другие - в устах чернокожего президента быстро обрели обратную форму 'бремени белого и черного человека'. В мастерском исполнении Обамы это выглядит как фундаментальная смена вех многовековой исторической традиции, о которой говорилось выше: отныне уделом черного человека являются проблемы руководства Америкой и размышления о судьбах мировой цивилизации, а участью 'белых республиканцев' и 'расово-смешанных демократов' − повседневная кропотливая работа по реализации интеллектуальных наработок представителя небелой расы.

Феномен Обамы парадоксальным образом подчеркнул достоинства и даже преимущества модели 'добровольной' сегрегации и самоизоляции афроамериканцев (и не в меньшей степени латиноамериканцев), о которой всё более активно говорят американские социологи и политологи. В условиях добровольной изоляции афроамериканцы, продолжая придерживаться негритянской системы ценностей или обращаясь к более широкому спектру давно устоявшихся и помогающих черным выживать в этой стране общинных ценностей, оказываются за рамками большого сообщества, как и их родители и прародители, боровшиеся с принудительной изоляцией.

Как показывают данные последней переписи населения, тенденция к самоизоляции прослеживается в 61 из 100 крупнейших городских ареалов США. К ним относятся, прежде всего, южные города, такие как Тампа, Атланта, Орландо, Хьюстон, и два города Среднего Запада − Индианаполис и Канзас-Сити, - в которых не наблюдается существенной убыли черного населения. Города 'солнечного пояса' представляют собой области с растущей экономикой, которые сегодня привлекают новые поколения темнокожего населения. Исключение составляет Новый Орлеан, в котором отмечен процесс десегрегации, в основном из-за вызванного ураганом 'Катрина' оттока темнокожего населения из густонаселенных афроамериканцами районов. Одновременно существуют 12 городских районов с высоким индексом сегрегации (70 баллов по стобальной шкале), к которым относятся Милуоки, Детройт, Нью-Йорк, Чикаго, Кливленд и другие. В целом афроамериканцы предпочитают проживать в 'своих' ареалах, где их численность достигает почти 50%.

В свою очередь, белое население также продолжает жить в ареалах численностью от пяти до 10 тыс. чел., где оно превалирует и составляет в среднем 80%[36].

Почти три года пребывания Обамы у власти радикализировали настрой практически всех расово-этнических групп США. Радикализм белого большинства вылился в 'Движение чаепития'. Радикализм афроамериканцев подпитывается учебными программами американских университетов и колледжей, в которых изучается история американских этнических меньшинств и их влияние на развитие американской цивилизации. Американские исследователи отмечают, что первый чернокожий президент США активизировал интерес к изучению расовой проблематики в американских университетах и колледжах. Как отметил американский правовед левых взглядов Р. Делгадо, учебные программы различного рода 'Центров /афро/-/латино/-/арабо/-американских исследований' и социальной антропологии американских университетов и колледжей, в которых, как правило, преподают 'цветные' профессора, по определению строятся вокруг таких тем, как взаимосвязь рас с классовым и экономическим неравенством, близость к исламу, сходство интересов американских этнических меньшинств и населения большинства стран 'третьего мира', недопустимость службы молодежи из этнических меньшинств в рядах вооружённых сил США, и такой интерпретацией истории США, которая сближает её с историей и характеристиками репрессивных режимов других стран[37].

Ярким примером подобного рода преподавателей является профессор Центра афроамериканских исследований Принстонского университета К. Уэст. Его имя всплыло в американских СМИ в конце 2008 - начале 2009 г. в связи с назначением бывшего президента Гарвардского университета Л. Саммерса директором Национального экономического совета и, по сути, главным экономическим советником администрации Обамы (эту должность Саммерс занимал до конца 2010 г.). Американская печать тогда широко обсуждала эпизод 2001-2002 гг., когда Л. Саммерс под надуманными предлогами уволил К. Уэста из Гарвардского университета за его радикальные взгляды на расовые проблемы США. К. Уэст не остался в долгу, охарактеризовав Л. Саммерса как яркий пример 'рыночно ориентированной технократической культуры, которая в настоящее время пронизывает всю академическую жизнь в Америке, нацеленную исключительно на узколобое добывание академических трофеев и бизнес-стратегию получения доходов от грантов и деловых связей и отодвигающую на второй план задачу формирования подрастающего поколения'. Самого Л. Саммерса К. Уэст не постеснялся охарактеризовать как 'Ариэля Шарона системы высшего образования в США'[38].

Уэст открыто называет Америку страной 'патриархального расизма'. Согласно его представлениям, 'белая Америка исторически никогда не стремилась к установлению расовой справедливости и по-прежнему продолжает сопротивляться признанию полного равноправия с черными'. Эта установка обернулась порождением большого числа 'деградировавших и угнетённых людей, отчаянно добивающихся своего признания, достоинства и идентичности'[39]. Возможно, наиболее рельефным является высказывание Уэста о событиях 11 сентября 2001 г., которые, по его словам, наглядно продемонстрировали белым, что значит быть чернокожим в Америке, то есть чувствовать себя 'незащищённым и в небезопасности, подверженным случайному насилию и ненависти только за то, чем они являются по своей природе'[40].

Радикализация сознания мусульманского меньшинства в Америке

Избрание Обамы президентом США в сочетании с продолжающейся глобальной войной США против терроризма, главным образом в странах Ближнего и Среднего Востока, сразу вызвало реакцию правоконсервативных сил США, которые развернули мощную пропагандистскую кампанию, заявляя, что Барак Хусейн Обама по своему вероисповеданию и воспитанию (в детстве. - Прим. авт.) является мусульманином[41]. Безотносительно к возможным слухам о его учебе в течение двух лет в конце 1960-х гг. в ваххабитской школе в г. Джакарта (Индонезия), бесспорными фактами биографии семьи Обамы являются следующие. Его мать, Анна Данхэм (1942-1995 гг.)., по образованию социальный антрополог, защитившая в 1992 г. докторскую диссертацию на тему о сельских ремесленниках Индонезии, была дважды замужем за мусульманами: в 1961-1964 гг. за гражданином Кении Б. Х. Обамой-старшим, а после развода с ним с 1965 по 1980 г. - за гражданином Индонезии Лоло Соэтеро. Практически до самой смерти она работала и жила преимущественно в мусульманской стране - Индонезии. По своим религиозным убеждениям она принадлежала к агностикам, или атеистам, и в этом смысле она была носителем, по меньшей мере, маргинальных американских ценностей, что лишний раз подчёркивает вывод: социальная антропология в изложении 'цветной' американской профессуры, по сути, базируется на обратных расовых предубеждениях в отношении белого американского большинства. Как отметил в одном из своих интервью сам Барак Обама, его мать сыграла решающую роль в его становлении. 'Та система ценностей, которые она привила мне, продолжает играть роль фундамента, на котором зиждется моё кредо как политика'[42].

Позиционирование Обамы по его базовой системе ценностей как мусульманина имело и, по всей видимости, ещё долго будет иметь эффект двойного восприятия как в Америке, так и в мусульманском мире. Мусульманский мир и приверженцы ислама вполне могут рассматривать 'феномен Обамы' как подтверждение их притязаний на богоизбранность приверженцев ислама, а это является питательной основой радикализации сознания среди мусульман: уж если мусульманин Б. Обама стал 'верховным правителем' Америки, не является ли это самым лучшим подтверждением тех взглядов, что мусульманский мир в целом должен занимать доминирующие позиции и в глобальных масштабах?

Весной 2011 г. в Комитете по внутренней безопасности Палаты представителей Конгресса США прошли вызвавшие огромный резонанс в США слушания, посвящённые проблеме растущей радикализации настроений американской мусульманской общины, которые организовал председатель комитета республиканец П. Кинг. Слушания были вызваны тем обстоятельством, что международные террористические организации, и прежде всего 'Аль-Каида', начали разрабатывать тактику 'вербовки добровольцев среди мусульманской общины США для организации террористических атак на территории США'. При этом международные террористические организации пытаются убедить мусульман-американцев 'отвергнуть их страну - Америку - и начать совершать нападения на своих американских сограждан'.[43]

В настоящее время в США насчитывается от 6 до 7 млн. мусульман, то есть лиц, открыто исповедующих религию ислама[44]. В ходе слушаний представители мусульманских этнических меньшинств, в частности американцев сомалийского происхождения, живущих в районе г. Миннеаполис (шт. Миннесота), и в первую очередь имамы, то есть духовные лидеры общин, были прямо обвинены в том, что они целенаправленно превращают мечети в центры подготовки террористов, ведя 'двойные проповеди'. Официальные 'миролюбивые' и политкорректные проповеди ведутся на английском языке, а радикальные - на арабском[45]. Объектом радикальной агитации является молодежь, выросшая в американских условиях, то есть, в принципе, успевшая адаптироваться к американскому образу жизни.

Однако в ходе слушаний вскрылся весьма примечательный факт: объектами (или жертвами) агитации становились безработные молодые люди, которые не проявляли интереса к производительной деятельности или не имели для нее возможностей. По словам одного из выступавших, '85% американской молодёжи сомалийского происхождения, которые являются объектами агитации, не имеют устойчивой занятости и не вовлечены в продуктивные социальные программы. Только в пригороде Миннеаполиса Седар-Риверсайд мы имеем самую высокую плотность американской молодёжи арабского происхождения во всём штате Миннесота, однако молодежь почти не имеет доступа к материальным ресурсам. Даже более того - сотни миллионов долларов благотворительных пожертвований, собранных в результате освобождений от уплаты налогов, были инвестированы в развитие общины, однако не оказали на неё никакого позитивного влияния'[46].

Таким образом, американская молодёжь сомалийского происхождения, выросшая в США, быстро столкнулась с расово-этнической дискриминацией, а переброска молодых террористов из США в Сомали, о которой шла речь на слушаниях, произошла в самый разгар экономического кризиса - в конце 2008 г. При этом у выступавших на слушаниях сквозь строки политически корректных высказываний проступала одна мысль: сотни миллионов долларов пошли на строительство мечетей и развитие культурно-религиозной жизни в соответствии с постулатами официально насаждаемого в США религиозно-культурного плюрализма, который, однако, не был подкреплен программами социально-экономического развития данных общин или ареалов их проживания.

Похожий случай произошёл в г. Нэшвилль (шт. Теннеси). Принятие коренным американцем арабского происхождения ислама, по словам его отца, имело два следствия, которые, казалось, находились в русле простой мультикультурности. После принятия ислама, вместо данного родителями имени Карлос, этот американец стал носить имя Абдулхаким Муххамед и 'его американская культура перестала иметь для него всякое значение - основную роль стала играть исламская культура'. Однако принятие ислама имело и несколько неожиданные экономические последствия. По словам его отца, он фактически потерял работу и пополнил ряды безработных, так как 'работал в Нэшвилле в бригаде с другими мусульманами, сказавшими, что согласно заповедям ислама его работодатель должен позволять ему совершать молитвенные обряды в течение рабочего дня независимо от характера выполняемой производственной деятельности'. Будучи сам владельцем делового предприятия, отец объяснил сыну, что для его работодателя это может стать непреодолимой проблемой применительно ко всем его работникам[47].

По высказанному в ходе слушаний мнению З. Яссера, президента Американского исламского фонда за демократию, радикализация исламского меньшинства в США явилась прямым следствием событий 11 сентября 2001 г., после которых многие американцы арабского происхождения стали жертвами насилий и преступлений со стороны других американцев. 'Каждый мусульманин, которого я знаю лично, - сказал З. Яссер, - сообщал мне об актах насилия по отношению к нему или попытках предпринять подобного рода действия'[48].

В результате, как констатировал З. Яссер, 'резкое усиление мусульманской радикализации в США на протяжении последних двух лет вряд ли позволяет кому-либо невинно утверждать, что мы, американские мусульмане, не сталкиваемся с проблемой радикализации'[49]. Эта фраза президента Американского исламского фонда за демократию является концентрированной формой современной американской толерантности. И хотя радикализация мусульманской общины США началась в результате событий 11 сентября 2001 г., её резкая интенсификация произошла именно в 2009 г., после воцарения в Белом доме Б. Обамы, которое 'запустило' процесс 'круговой' радикализации рас и этнических меньшинств в американском обществе, пионерами которого выступили представители белого большинства.


[1] U.S. Census Bureau. Income, Poverty, and Health Insurance Coverage in the United States: 2009. Issued September 2010. Wash., 2010, p. 14.

[2] Рассчитано по: Ibid., p. 15.

[3] Ibidem.

[4] В качестве примера можно привести небольшое эссе сотрудника Брукингского института С. Шиера, появившееся после рецессии 2001 г., в котором доказывалось, что на смену 'плавильному котлу' в американском обществе приходит модель 'расовой центрифуги', в которой четко прописаны роли центра, олицетворяемого белым большинством, и периферии, куда центробежные силы американской политики и экономики отбрасывают цветное меньшинство. (Schier S. From Melting Pot to Centrifuge: Immigrants and American Politics. Winter 2002. - http://www.brookings.edu/articles/2002/winter_immigration_schier.asp). Статистические данные о географическом распределении беднейшего населения США по штатам подтверждают правомерность подхода С. Шиера: в 2009 г. штаты, в которых беднейшее население превышало 17% населения, концентрировались в основном на Юге США, при этом ведущую пятёрку представляли такие штаты, как Алабама, Арканзас, Кентукки, Миссисипи и Западная Вирджиния, значительную часть населения которых составляют афроамериканцы (U.S. Census Bureau. Poverty: 2008 and 2009. American Community Survey Briefs. Issued September 2010. Wash., 2010, pp. 3, 5).

[5] BLS. Labor Force Characteristics by Race and Ethnicity, 2009. Report 1026. August 2010. Wash., 2010, p. 5.

[6] Ibid., p. 6.

[7] Рассчитано по: Ibid., p. 37.

[8] Рассчитано по: Ibid., p. 39.

[9] Ibid., p. 11.

[10] Составлено и рассчитано по: Ibid., pp. 5, 6, 11, 27, 37.

[11] Miles A. Is America Really Post-Racial? A Definition and Assessment of Post-racialism in the US. March 14, 2008. - http://www.suite101.com/content/postracialism-in-america-a47687.

[12] Dr. Lopez-Rocha S. The Color of Culture: Post-racial and Post-ethnic Considerations in the United States. The Humanities Conference of 06. July 3-6, 2006. − http://h06.cgpublisher.com/proposals/524/index_html.

[13] Schorr D. A New, 'Post-Racial' Political Era in America. Jan. 28, 2008. NPR. − http://www.npr.org/templates/story/story.php?storyId=18489466. Название происходит от исторических событий 1960-х гг. В 1965 г. состоялись три марша из Сельмы, столицы округа Алабама, где в 1961 г. 57% составляло чернокожее население, в Монтгомери, столицу штата Алабама, ставшие политическим и эмоциональным пиком американского движения за гражданские права. Они выросли из движения за избирательное право в г. Сельма, начало которому положили местные афроамериканцы, образовавшие Лигу избирателей округа Даллас (Dallas County Voters League - DCVL) и потребовавшие, чтобы их зарегистрировали в качестве избирателей. В 1963 г. Лига и основатели Студенческого координационного комитета ненасильственных действий (Student Nonviolent Coordinating Committee - SNCC) стали проводить регистрацию темнокожих избирателей, однако их действия были пресечены местными властями при поддержке организации 'Совет белых граждан' и 'Ку-Клукс-Клана'. Тогда Лига обратилась за помощью к Мартину Лютеру Кингу и Конференции руководителей христиан Юга (Southern Christian Leadership Conference), которые привлекли многих видных борцов за гражданские права, поддержавших движение темнокожих американцев за избирательное право. Первый марш состоялся 7 марта 1965 г. и вошел в историю как 'кровавое воскресенье', когда 600 участников движения за гражданские права подверглись нападению со стороны местной полиции и полиции штата, применивших дубинки и слезоточивый газ. Второй марш состоялся 9 марта, но не увенчался успехом. Только третий марш, который начался 21 марта и продолжался пять дней, позволил его участникам добраться до цели - г. Монтгомери (в 82 км), чтобы потребовать от губернатора штата защитить избирательные права афроамериканцев. В сопровождении 2 000 солдат армии США, 1 900 членов Национальной гвардии Алабамы и агентов ФБР они прибыли в Монтгомери 24 марта, и на следующий день подошли к зданию Капитолия штата Алабама. Это шествие вошло в историю борьбы за избирательные права темнокожего населения как марш Сельма-Монтгомери. Результатом его явилось принятие исторического Закона об избирательных правах 1965 г. (42 USC 1973-1973aa-6), который стал важной вехой в национальном законодательстве Соединенных Штатов, направленном на ликвидацию дискриминационной практики голосования в отношении афроамериканцев.

[14] Д. Дьюк во время избирательной кампании 1988 г. выставил свою кандидатуру в противовес Дж. Джексону, заявив, что победа темнокожего кандидата 'будет самой большой трагедией, которая только когда-либо могла случиться с этой страной', одновременно выступив с предупреждением, что 'белое большинство в этой стране теряет свои права'. − http://www.tnr.com/article/post-racial.

[15] Crowley M. Post-racial. Even white supremacists don't hate Obama. // 'The New Republic', March 12, 2008. -  http://www.tnr.com/article/post-racial.

[16] Б. Обама был вынужден высказаться по этому вопросу, т.к. его кампания грозила захлебнуться из-за вызвавших острые споры резких замечаний его пастора и наставника Дж. Райта, который незадолго до этого был активнейшим участником его избирательной кампании и который обвинил руководство страны в расизме и в совершении преступлений против цветного населения.

[17] Obama Speech on Race Arguably Biggest Event of Campaign. PewResearch Center Publications. March 27, 2008. − http://pewresearch.org/pubs/777/obama-wright-news-interest.

[18] Melber A. Obama's Speech Makes YouTube History. − 'The Nation',March 19, 2008. - http://www.thenation.com/blogs/campaignmatters?pid=300367;  Hertzberg H. Obama Wins. // 'The New Yorker', November 17, 2008, p. 40. − http://www.newyorker.com/talk/comment/2008/11/17/081117taco_talk_hertzberg.

[19] Text of Obama's Speech: A More Perfect Union. // 'The Wall Street Journal', March 18, 2008. − http://blogs.wsj.com/washwire/2008/03/18/text-of-obamas-speech-a-more-perfect-union/.

[20] Ibid., p. 2.

[21] Ibid., p. 6.

[22] Законы Джима Кроу (Jim Crow laws) - названы по имени комического персонажа шутливой песни о бедном необразованном негре. Это неофициальное широко распространённое название законов о расовой сегрегации, которые серьезно ограничивали социально-экономические права черного меньшинства, вводя принцип раздельного обучения для белых и чернокожих, раздельного пребывания в общественных местах и ​​проезда в общественном транспорте, службы в армии, посещения ресторанов, пользования питьевыми фонтанчиками и т.д. Они действовали в южных штатах США в статусе местных законов с 1890 по 1964 г., став ответной мерой демократов-южан на федеральное законодательство, обеспечивающее права чернокожего населения. После окончания Гражданской войны были приняты 13, 14 и 15 поправки к конституции (в 1866, 1868 и 1870 гг.), которые имели своей целью ликвидацию рабства и его последствий (таких как расовая дискриминация), предоставление гражданства любому лицу, родившемуся на территории США, и запрет на лишение прав иначе, как по приговору суда, пресечение любого ограничения активного избирательного права по признаку расы, цвета кожи или в связи с прежним положением раба. В 1954 г. сегрегация в государственных школах была признана Верховным судом США противоречащей конституции в результате рассмотрения дела Брауна против Совета по образованию, а остальные законы Джима Кроу были отменены федеральным Законом о гражданских правах 1964 г., который стал важнейшей вехой в ряду законодательных актов, принятых на федеральном уровне, поставившей вне закона основные формы дискриминации в отношении женщин и чернокожих в школах, на работе и других общественных местах, в том числе и при регистрации избирателей, дополнив последнее положение фундаментальным Законом об избирательных правах 1965 г., запретившим дискриминационную практику голосования, которая на протяжении десятилетий приводила к массовому лишению афроамериканцев избирательного права.

[23] Text of Obama's Speech: A More Perfect Union. // 'The Wall Street Journal', March 18, 2008, p. 2.

[24] Text of Obama's Speech, p. 6.

[25] Ibidem.

[26] Ibid., p. 7.

[27] Ibid., p. 8.

[28] Червонная C. Этнический фактор в политической системе // Политическая система США: актуальные измерения. М.: Наука, 2000, с. 259.

[29] White Anglo-Sacs, protestant - белые, англо-саксы, протестантского вероисповедания.

[30] См. статью автора: Травкина Н.М. Особенности современной демографической ситуации в США // США: ключевые сферы и направления социальной политики / Под ред. В.С.Васильева. - М.: ИСКРАН, 2008. С. 14-41.

[31] Baum B. Identities and Indignities: Liberalism, Multiculturalism, and Critical Social Theory. (2009). APSA 2009 Toronto Meeting Paper. P.6. - http://www.ssrncom/abstract=1449718.

[32] 'Обамамания', охватившая США в 2008 г., и сохраняющийся вплоть до настоящего времени высокий рейтинг Обамы как президента США в значительной степени обязаны именно этому стереотипу, достаточно прочно вошедшему в американское общественное сознание, которое насаждалось афроамериканскими организациями на протяжении почти 40 лет.

[33] Baum B. Identities and Indignities: Liberalism, Multiculturalism, and Critical Social Theory. Op.cit., p. 12.

[34] Ibid., p. 13.

[35] Ibid., p. 28.

[36] Frey W. Census Data: Blacks and Hispanics Take Different Segregation Paths. The Brookings Institution. Dec. 16, 2010, p. 1. − http://www.brookings.edu/opinions/2010/1216_census_frey.aspx?p=1.

[37] Delgado R. Liberal McCarthyism and the Origin of Critical Race Theory. - 'Iowa Law Review', July 2009, p. 1544.

[39] West C. Race Matters. Boston: Beacon Press, 2001, p. 27.

[40] West C. Democracy Matters: Winning the Fight Against Imperialism. New York: The Penguin Press, 2004, p. 20.

[41] Is Barack Obama a Muslim? Urban Legends. − http://www.about.com.

[42] Jones T. Barack Obama: mother not just a girl from Kansas; Stanley Ann Dunham shaped a future senator. − 'Chicago Tribune', March 27, 2007, p. 1.

[43] Statement of Chairman Peter T. King, Committee on Homeland Security, 'The Extent of Radicalization in the American Muslim Community and that Community's Response'. March 10, 2011, pp. 1, 2. - http://www.homeland.house.gov.

[44] Number of Muslims in the United States. − http://www.adherents.com/largecom/com_islam_usa.html.

[45] Testimony of Abdirizak Bihi, Director, Somali Education and Social Advocacy Center Minneapolis, MN. Uncle of Burhan Hassan 'The Extent of Radicalization in the American Muslim Community and that Community's Response', Committee on Homeland Security, US House of Representatives, Washington DC. March 10, 2011, p. 4. - http://www.homeland.house.gov.

[46] Ibid., p. 5.

[47] Statement by Melvin Bledsoe, Father of Carlos Leon Bledsoe (aka) Abdul Hakim Mujahid Muhammad.

'The Extent of Radicalization in the American Muslim Community and that Community's Response', Committee on Homeland Security, US House of Representatives. Washington DC. March 10, 2011. P. 2. - http://www.homeland.house.gov.

[48] M. Zuhdi Jasser, M.D. President, American Islamic Forum for Democracy. March 10, 2011. "The Extent of Radicalization in the American Muslim Community and the Community's Response'. P. 3. - http://www.homeland.house.gov.

[49] Ibid., p. 2.



Назад
Наш партнёр:
Copyright © 2006 - 2008 интернет-издание 'Россия-Америка в XXI веке'. Все права защищены.
Разработка сайта - Alezar Design Studio